Путешествия железной дорогой
Путешествия железной дорогой

Ст. Запорожская Сечь

Хватаем последние весенние деньки и спешим в двухдневную поездку на юг Украины. Нас встретит всегда теплое Запорожье и покажет красивые окрестности. Первый день нашей тетралогии проведем как в городе, так и на природе. Но сперва заглянем в известнейший национальный заповедник. Итак, добро пожаловать на станцию Запорожская Сечь! Часть 1.

Теплым вечером в 19:25 на Киев-Пассажирском садимся на поезд №72, сообщением Киев — Запорожье, во главе с ЧС4-174, знакомого из поездки в Каролино-Бугаз
DSC06805

Солнечным утром просыпаемся, а за окном виднеется массивное и промышленное Запорожье
DSC06810

В Запорожье-1 нас привозит ЧС7-217, который поменялся в Пятихатках-Стыковых
DSC06822

Ожидаем более часа и в 09:10 садимся на кругленькую ЭР1-233, которая возила нас в Радушную
DSC06827

Проезжаем по мосту Преображенского и слева замечаем строительство нового моста, которое, видимо, уже давно началось, но всё никак не закончится
DSC06834

Спустя 35 минут нас приветствует
DSC07048

В центре самого крупного острова на Днепре расположилась небольшая станция с гордым названием Запорожская Сечь. Такое название — дань истории, в память о старинных казачьих поселениях, которые называли Сечью — самая известная располагалась именно на этом острове. Станция была открыта в 1932 году, во время строительства ДнепроГЭС. А уже в 1935 году её электрифицировали постоянным током — одну из самых первых в Украине.
Начинаем традиционными видами с платформы: в сторону Апостолово
DSC06877

и в сторону Запорожья-2
DSC06881

Сделаем вид с конца платформы в сторону Апостолово
DSC06870

Проходим нечётные выходные светофоры
DSC06860

и подходим к чётной горловине. Виды на Днепрострой-2
DSC06861

и на станцию
DSC06866

В 1932 году был построен небольшой вокзал. Это прямоугольное здание с разноуровневыми объемами: одноэтажный зал ожидания и билетные кассы, а также двухэтажное — со служебными помещениями и кабинетом начальника станции. Уникальным здание делает его фасад, который облицован розоватым вулканическим туфом, привезенным из Армении. Таким же камнем облицовано административное здание ДнепроГЭСа. Столь роскошное оформление вокзала можно объяснить генеральным планом Запорожья 1949 года: на острове планировалось большое селение с множеством дорог и садами, а вокзал со станицей завершали данную композицию. Во время Второй мировой войны вокзал потерпел некоторые разрушения, но уже к 1953 году он был полностью восстановлен в первозданном виде, в котором можно наблюдать его и сегодня.
Вокзал выглядит богато и монументально
DSC07055

Зал ожидания просторный и чистый
DSC06846

Зал заседаний украшен картинами И. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Богдан Хмельницкий», старенькой люстрой и живой зеленью
DSC06852

С обратной стороны сохранилась советская звезда
DSC07045

Рядышком находится туалет
DSC06899

Проезжает старенький ВЛ8м-515 с грузовым поездом
DSC06857

Сделаем вид с конца платформы в сторону Запорожья-2
DSC06901

На пути к горловине видим чётные выходные светофоры
DSC06903

и с этого же места сделаем вид в сторону Апостолово
DSC06913

Оказываемся у нечётной горловины: виды на им. Анатолия Алимова
DSC06919

и на станцию
DSC06914

Пройдемся ко входному светофору Н
DSC06921

Теперь самое время прогуляться по Национальному историко-культурному заповеднику — острову Хортица. Название происходит от соседней реки Хортицы. Первое упоминание про остров известно со времен Киевской Руси. В 1223 г. на острове собирались русские князья. В 1556 г. князь Дмитрий Вишневецкий на острове Малая Хортица построил Хортицкий замок. В 1557 г. был разрушен татарами. Во время русско-турецкой войны в 1736 г. на острове была сооружена первая линия земляных укреплений, которые состояли из четырех квадратных редутов, соединенных валами и рвами. В 1878 г. остров посетил композитор Н.В. Лысенко, в 1895 г. — писатель И.А. Бунин. В 1926 г. остров принадлежал к Вознесеновскому сельсовету. В 1965 г. остров стал Государственным историко-культурным заповедником.
Подходим к мосту Преображенского
DSC06922

Замечаем памятный валун плана острова Хортица
DSC06929

Следуем по узенькому тротуару
DSC06934

Вокруг показываются пышная зелень
DSC06931

заброшенная остановка
DSC06936

и зеленые улочки, живописно уходящие в лес
DSC06938

Подходим к парку им. Т.Г. Шевченко. Был основан трудящимися Запорожья 26 апреля 1964 г. и назван в память к 150-летию со дня рождения великого поэта — Тараса Шевченко. Видимо, с распадом Союза за парком перестали следить и оставили на хозяйство природе
DSC06942

Только памятный знак в честь основания парка напоминает о нем
DSC06940

Сворачиваем на ул. Старого Редута, где тротуар заканчивается
DSC06945

Мощные опоры ЛЭП населяют остров и не дают забыть, что мы всё же в индустриальном городе
DSC06948

О, табличка! Значит мы на правильном пути
DSC06947

Обнаруживаем разные камни, символизирующие неизвестную эпоху
DSC06951

Далее показывается Историко-культурный комплекс «Запорожская Сечь». Строительные работы начались в ноябре 2004 г., а завершились в 2009 г. Комплекс представляет собой образ казацких столиц XVI-XVIII вв.
DSC06954

У входа приветствует памятник Тарасу Бульбе
DSC06956

Заходим в красивый комплекс через въездную башню
DSC06961

На территории размещены: Свято-Покровская церковь, курени
DSC06967

Туалет стилизован под старую хату
DSC06969

Справа видим хату с выставкой «Традиционные промыслы запорожцев»
DSC06981

Заходим в Дом кошевого атамана. Резиденция появилась во времена Новой Сечи в 1734-1775 гг. Выглядит богато
DSC06984

Теперь зайдем в корчму. Внутри каменная печь расписана украинским мотивом и украшена характерным декором
DSC06992

Возле здания обитают упитанные пушистики: один отдыхает после удачного обеда
DSC06995

а второй — бдит окружающую среду
DSC06997

С территории открываются чудесные виды на Запорожье
DSC06963

и на Днепровскую ГЭС — пожалуй, самый классический кадр, который можно здесь сделать
DSC06977

Покидаем прекрасный комплекс через Атаманские ворота
DSC07002

Первая очередь ДнепроГЭС была построена в 1927-1932 гг. с мощностью 560 МВт. Но во время Второй мировой войны была разрушена. В 1944-1950-х гг. была восстановлена с мощностью 648 МВт. В 1969-1980-х гг. построена ДнепроГЭС-2 мощностью 836 МВт. После 2000-х г. прошла модернизацию и мощность достигла 900 МВт
DSC06999

Поблизости находится большой курган с крестом
DSC07004

У его подножья стоит памятный знак в честь побед Богдана Хмельницкого над войсками Речи Посполитой
DSC07010

С кургана открывается самый лучший вид на ДнепроГЭС, огромная конструкция которой завораживает
DSC07008

На скале «Верхняя голова» видим статую, напоминающую подобие человека
DSC07019

На противоположном берегу замечаем скалу Отара
DSC07024

и Арочный мост. Был построен в 1970-1974 гг. На момент постройки этот мост был единственным в СССР с пролетом и гибкой аркой такого размера и стальной жесткой балкой. В 2003 г. прошел реконструкцию
DSC07028

С Арочного моста открывается замечательный вид на Старый Днепр
DSC07030

Пора возвращаться на станцию. Ветки изящно свисают над головой и создают имитацию зеленого туннеля
DSC07033

На станции машем знакомому ЧС7-174 с пассажирским поездом
DSC07052

Первая часть окончена. Станция оказалась спокойной и вполне живописной. Вокзал служит её украшением и очень вписывается в данный остров. Остров Хортица порадовала насыщенной зеленью и прекрасным историческим комплексом. Виды на широкий Днепр и на ДнепроГЭС тоже не оставили равнодушными. Это действительно жемчужина Запорожья, которую стоит посетить. Продолжение следует…