Путешествия железной дорогой
Путешествия железной дорогой

Ст. Стрый

В первый день нам предоставится возможность осмотреть один из главных и наибольших транспортных узлов Западной Украины, а также важный экономический и культурный центр Львовской области. Не теряем времени и спешим на станцию Стрый. Часть 2.

В 10:23 в Песочном садимся на ЭР2-3054
DSC03571

Спустя почти полчаса прибываем в пункт назначения.
История железной дороги в Стрые начинается 5 сентября 1870 года, когда была подписана концессия на строительство Днестрянской железной дороги. Спустя всего три года, 16 ноября 1873 года была открыта станция Стрый, а по новопостроенному участку пошли первые поезда на Самбор. В первое десятилетие железная дорога активно развивается: в том же 1873 году был построен участок на Львов, в 1875 — на Станислав (современный Ивано-Франковск), были построены депо и ремонтные мастерские. Активное строительство продолжалось вплоть до конца XX века: в 1885 году открыли участок железной дороги до станции Сколе, а в конце века, в 1899 году построили участок до Ходорова. Таким образом, Стрый стал важнейшим железнодорожным узлом. Одно время после Второй мировой войны начальником станции работал родной брат Виктории Брежневой, жены Леонида Брежнева. Однако проработал здесь он недолго — коллектив явно был настроен против него, вскоре он перешёл в Харьков, а затем в Москву.
Приступаем! Сделаем виды с платформы в сторону Самбора, Оброшина и Ходорова
DSC03652

и в сторону Ивано-Франковска и Батево
DSC03658

Проходим чётные выходные светофоры
DSC03667

и делаем вид с конца платформы в сторону Самбора, Оброшина и Ходорова
DSC03676

Поднимемся на пешеходный мостик и сделаем вид в сторону Самбора, Оброшина и Ходорова
DSC03696

и на Пассажирский парк, вид в сторону Ивано-Франковска и Батево
DSC03682

Подходим к нечётной горловине, где наблюдаем хитросплетение
DSC03589

Слева расположена горловина направления на Самбор: виды на Стрый-2
DSC03588

и на станцию
DSC03583

Правее видим два направления: левый и средний пути (направление на Оброшин) следуют на Бильче, а правый (направление на Ходоров) — на Ходовичи
DSC03579

И вид на станцию
DSC03575

Исходя из своего статуса — Стрый всегда был первой мишенью во множестве войн, и во всех случаях страдал вокзал. Первый вокзал был деревянным, его построили практически сразу с первым участком — в 1875 году, однако он прослужил совсем недолго, в 1886 году его уничтожил пожар. Следующий вокзал построили каменным, он был уничтожен в Первой мировой войне отступающими войсками Российской империи. Вскоре после войны был построен очередной каменный, но и ему не суждено было прослужить долго — в 1944 году его взорвали отступающие войска нацисткой Германии
DSC03683

После войны, в 1953 году был построен очередной, уже четвертый по счету вокзал, этому строению повезло больше всех — он принимает пассажиров до сих пор. Выполнено оно в типичном стиле для авторитарного режима — помпезный образ с применением классического декора в виде колонн и лепнины
DSC03673

В 2015-2016 годах была проведена реконструкция — был полностью обновлен фасад и внутренние помещения. В настоящее время вокзал выглядит свежо и и опрятно
DSC03666

Интерьер впечатляет высокими потолками и благородными цветами
DSC03714

Вокзал включает в себя два зала ожидания: первый достаточно просторный с желтым оттенком
DSC03729

а второй — пудрового оттенка и совмещен с буфетом
DSC03722

С обратной стороны вокзал еще краше
DSC03709

Вокзал составляют компанию: туалет
DSC03677

кипятильня
DSC03663

и пакгаузы с грузовой платформой
DSC03650

Пока гуляли на станцию прибыл пассажирский поезд под ЧС2-823
DSC03879

Сделаем вид с конца платформы в сторону Ивано-Франковска и Батево
DSC03647

Немного далее сделаем виды: в сторону Ивано-Франковска и Батево
DSC03594

и в сторону Самбора, Оброшина и Ходорова
DSC03599

Слева замечаем Контрольно-измерительный пункт связи
DSC03595

Поднимемся на Дрогобычский путепровод, с которого хорошо виден пост ЭЦ
DSC03639

и бросим взгляд в сторону Ивано-Франковска и Батево
DSC03643

и в сторону Самбора, Оброшина и Ходорова
DSC03635

Подходим к началу Мукачевского парка
DSC03604

Левее находится чётная горловина направления на Ивано-Франковск: виды на Моршин
DSC03606

и на станцию
DSC03610

Проходим Мукачевский парк. Правее расположены Товарный и Сортировочный парки
DSC03617

Видим нечётные выходные светофоры
DSC03615

и горочный пост
DSC03620

Приближаемся к чётной горловине направления на Батево
DSC03622

А вот и эта горловина: виды на Конюхов
DSC03626

и на станцию
DSC03628

Теперь прогуляемся по одноименному городу. Название происходит от названия реки Стрый (означает “течение”, “плывущая вода”), на берегах которой вырос город. Свое первоначальное название город не менял с времени существования. Первое письменное упоминание датируется 1835 г., когда город уже был центром волости. В 1431 г. получает Магдебургское право. Благодаря Яну III Собескому Стрый получил значительное развитие во второй половине XVII в. После Первого раздела Польши город входит в состав Империи Габсбургов, а позже Австро-Венгерской империи. Город стал местом рождения легиона “Сечевых стрельцов” в начале Первой мировой войны. В 1941 г. город оккупирован немецкими войсками, а в 1944 г. освобожден советскими войсками. С 30 декабря 1962 г. становится городом областного подчинения Львовской области.
На Вокзальной ул. находим автостанцию
DSC03701

и следуем по просп. Вячеслава Черновола
DSC03732

Позади остается массивный вокзал
DSC03875

Встречаем арку в честь 600-летия города (установлена в 1985 г.)
DSC03735

красивую виллу, где в 1917-1938 гг. проживал выдающийся украинский композитор Богдан Веселовский
DSC03734

и еще один приятный дом
DSC03839

На ул. Соломии Крушельницкой
DSC03836

находим роскошную церковь Архистратига Михаила (бывший костёл Святого Иосифа). Была построена в 1907-1912 гг. в стиле модерн с элементами неоготики. В 1945 г. была закрыта и использовалась под склад металла, позже мебели, сахара и других товаров. В начале 1990-х г. снова открыта
DSC03865

Рядышком разместились Центр творчества детей и юношества (бывшая вилла “Турег”, построенная во второй половине XIX в. в стиле эклектического историзма)
DSC03867

и великолепный Дом культуры. Здание было построено в 1906 г. и является ярким примером сецессии. Ранее здесь находилось общество “Сокол”, а в 1950-х г. — драматический театр
DSC03872

Ул. Ивана Франко довольно тихая
DSC03864

Попадаем на пл. Независимости, которую возглавляет памятник “Будителям”. Это единственный в Украине памятник-триптих Тарасу Шевченку, Ивану Франку и Леси Украинке. Открыт 24 августа 1995 г.
DSC03846

Справа расположена детская школа искусств
DSC03842

На перекрестке ул. Тараса Шевченко и просп. Вячеслава Черновола замечаем поликлинику
DSC03857

и поворачиваем на ул. Тараса Шевченко
DSC03859

Слева видим центральную библиотеку им. Шашкевича
DSC03742

старенькое здание
DSC03743

и горсовет, здание которого ранее принадлежало окружному суду
DSC03746

Повернем на Народную ул.
DSC03750

На пл. 22 Января обнаруживаем костёл Рождества Пресвятой Богородицы. Был построен в 1425 г. и много раз горел и отстраивался. После большого пожара в 1886 г. храм постигла реставрация и перестройка, которая завершилась в 1891 г. Этот храм считается единственным в городе, который не закрывался после 1939 г. 8 марта 1995 г. храм был провозглашен Санктуарием Матери Божьей Покровительницы Людских Надежд
DSC03748

Выходим на ул. Евгения Коновальца, где лицезреем общеобразовательную школу №7 с памятником Степану Бандере. Здание выполнено в стиле классицизма и ранее в нем находилась гимназия, в которой обучался С. Бандера в 1919-1927 гг.
DSC03850

и Народный дом (открыт в 1901 г., здание выполнено в стиле эклектизм)
DSC03852

Ул. Евгения Коновальца состоит из симпатичных двухэтажных зданий
DSC03754

На ул. Маркияна Шашкевича замечаем кафедральный храм Успения Пресвятой Богородицы (построен в 1785 г.)
DSC03809

опрятное угловатое здание
DSC03770

современную застройку
DSC03778

и роддом
DSC03772

Следуя по ул. Зеленая, справа находим прекрасную пожарную часть
DSC03782

и любимый супермаркет “Сiльпо”, где покупаем вкусняшку
DSC03783

Далее сворачиваем на ул. Богдана Хмельницкого и находим церковь Евангельских христиан-баптистов (бывшая лютеранская кирха)
DSC03789

На ул. Ярослава Осмомысла видим памятник Богдану Хмельницкому
DSC03791

а на ул. Богдана Хмельницкого — бывший кинотеатр им. Б. Хмельницкого (закрытый в 1995 г.)
DSC03794

Попадаем на пл. Рынок
DSC03808

которую окружают живописные двухэтажные здания
DSC03796

а в центре площади стоит мемориал “Воину-освободителю”. Был установлен в 1965 г. и частично демонтирован в феврале 2014 г.
DSC03797

На глаза снова попадается великолепный костёл Рождества Пресвятой Богородицы
DSC03800

Ул. Небесной Сотни
DSC03806

Вечереет, пора двигаться в отель. Идем по Дрогобычской ул., где видим элеватор
DSC03814

Доходим до реки Стрый
DSC03773

и оказываемся у аутентичного отеля “Казацкий двор”, где нам предстоит остановится на ночлег
DSC03819

Территория облагорожена и включает в себя много беседок с извилистыми дорожками и детскую площадку
DSC03831
Вкусно ужинаем и набираемся сил для следующего дня.

Первый день завершился. Станция Стрый оказалась интересной, а богатый вокзал её украшает. Город тоже понравился: миленький и уютный, с узенькими спокойными улочками и замечательными церквями. Отель расположен в живописном и уединенном месте. Продолжение следует…