Путешествия железной дорогой
Путешествия железной дорогой

Ст. Подзамче

Завершающим этапом данного путешествия будет миловидная станция в черте города Львов. После осмотра станции мы окунемся в живописные достопримечательности старого города. Поэтому не стоит терять времени и добро пожаловать на станцию Подзамче! Часть 5.

В 11:10 в Борщовичах садимся на ЭР9п-326

Спустя 18 минут нас приветствует

Станция под Высоким замком была открыта в 1869 г. после постройки железнодорожной линии Львов – Броды. Название станции происходит от традиционного названия древних “княжеских” кварталов в северном Львове. Движение в сторону Золочева, Тернополя и Волочиска началось в 1871 г., а в сторону Подгайцев – в 1909 г. В 1966 г. станция электрифицирована переменным током в составе участка Львов – Красне.
Начинаем привычными видами с платформы: в сторону Сапежанки и Красне

и в сторону Львова

Вид с конца платформы в сторону Сапежанки и Красне

Следуя к горловине, встречаем украшенного ВЛ80т-1473

прибывающий Интерсити+ №705, сообщением Киев – Пшемысль, под Hyundai Rotem HRCS2-001

и элеватор

Сделаем виды с середины станции: в сторону Сапежанки и Красне

и в сторону Львова

А с высоты птичьего полета станция находится как на ладони: виды в сторону Сапежанки и Красне

и в сторону Львова

Замечаем теперь приукрашенного ЧМЭ3-1324

пост ЭЦ

грузовую платформу

опору старого моста

и одинокого ЧМЭ3-4110

Поднимаемся на пешеходный мостик

Сделаем виды в сторону Сапежанки и Красне

и в сторону Львова

Приветствуем ВЛ40у-1395.1

и ЧС4-146 с пассажирскими поездами

Наконец приходим к чётной горловине направления на Сапежанку: виды на Дубляны-Львовские

и на станцию

Проходим чётные светофоры

и оказываемся у нечётной горловины направления на Красне: виды на Подборцы

и на станцию

Справа лежит полузаросшая железная дорога, которая раньше следовала до Подгайцев. Линия была построена в 1909 г. и проходила через Перемышляны и Бережаны. После Первой мировой войны линия перешла к Польской государственной железной дороге. Во время Второй мировой войны железной дорогой управляла Немецкая имперская железная дорога (1941 – 1944). При приближении фронта 22 июля гитлеровцы подорвали часть мостов, пути и станцию Подгайцы. После отступления Вермахта большую часть пути не восстанавливали, использовав часть рельс, шпалы для военных нужд, и не переводили на принятую в СССР ширину колеи 1520 мм. В настоящее время с 140 км бывшей железной дороги используется небольшой 8 км не электрифицированный участок дороги Потуторы – Бережаны, который связывает райцентр Бережаны с областным центром Тернополем.
Очень жаль, что решили не восстанавливать линию. Сейчас она обрывается в нескольких километрах отсюда

Вокзал здесь крупный и довольно интересной конструкции

Вокзал частично расположен на территории бывшего Папаровского кладбища. Конструкция вокзала была выполнена с использованием геометрических форм в стиле неоренессанса. В 1890-х и в 1908 г. здание было реконструировано с сохранением оригинальной стилистики. Во время польско-украинской войны 1918-1919 гг. возле станции велись ожесточенные бои. Вокзал был сильно поврежден также во время Второй мировой войны. Его восстановление завершилось только в 1947 г. Дальнейшие перестройки в 1950-х и 2000-х гг. значительно изменили первоначальный вид вокзала

Интерьер спокойный и лаконичный

С обратной стороны тоже ухоженный

Возле концов платформ видим нечётные светофоры

Вид с конца платформы в сторону Львова

Сделаем общий вид на платформы

Проезжает ВЛ80к-388 с грузовым поездом

Приходим к чётной горловине: виды на Клепаров

и на станцию

Наконец мы переходим к осмотру района Подзамче города Львова. Был назван в честь станции, однако в XIX и в начале XX века эту местность называли Габриэлувкой (название происходит от семьи Габриэлли, богатых мещан, которые здесь владели поместьем в XVII в.).
Начинаем с Криничной пл., которую украшает фонтан с гусями

и старенький угловатый дом

Выходим на ул. Богдана Хмельницкого

где встречаем одно из старейших сакральных зданий города – симпатичную церковь святой Параскевы Пятницы. Сооружение объединяет в себе элементы готики и позднего ренессанса. Первое сооружение было построено в период с конца XIII до первой пол. XIV века. Тогда она также имела оборонное значение как северная твердыня Львова. Первоначальное здание сгорело и было отстроено в 1644 г. Реставрирована в 1870 и 1886 г. Современный облик церковь приобрела после общей реставрации в 1908 г. В церкви сохранился уникальный иконостас 1610-х годов

Поднимаемся далее

Слева видим монастырь святого Онуфрия. Первое письменное упоминание относится к 1453 г. В 1550 г. князь Константин Острожский построил на месте деревянного здания новое из камня

Мулярская ул. красиво уходит вниз

На пл. Старый Рынок обнаруживаем один из старейших архитектурных памятников города – великолепный костёл Иоанна Крестителя. Был построен в 1270 г. Существовала легенда про то, что храм был возведен приблизительно в 1260 г. князем галицко-волынским Львом I Даниловичем для супруги – Констанции – дочки венгерского короля Белы IV. Однако научные исследования показали, что эта легенда не подкреплена фактологическим материалом. Возле храма расположена первая городская клиническая больница им. Князя Льва. Это бывшее здание монастыря Служанок Христова Сердца. Построено фирмой Е. Жиховича в 1911 г.

Ужгородская ул. радует угловатым домом с ярким балконом

А этот подъезд приглашает в свои уютные пенаты

На перекрестке улиц Ужгородской и Замковой спокойно

Но мы направимся в миловидный парк “Высокий замок”, расположенный на Замковой горе (Княжей, она же Бидель)

Поднимаемся по ул. Высокий Замок

Сам парк является памятником садово-паркового искусства местного значения и входит в состав природо-заповедного фонда Украины как национальное достояние. Парк был основан в 1835 г.
Первая терраса

Здесь обитают милая белочка

крохотная улиточка

и памятный камень в честь казацко-крестьянских войск под предводительством Максима Кривоноса, которые взяли штурмом Высокий Замок в 1648 г.

По железной лестнице поднимаемся на вторую террасу

Здесь лицезреем остатки Высокого замка, который был важнейшим оборонительным форпостом города. Замок существовал с XIII до 70-х гг. XIX в. Крепость занимала вершину Замковой горы и первоначально имела деревянные и земляные укрепления. В 1340 г., когда впервые Львов захватил Казимир III, был сожжен деревянный замок. В 1362 г. был возведен каменный замок. Впервые Высокий замок был взят штурмом во время осады Львова в 1648 г. казаками под предводительством Максима Кривоноса. После этих событий из него вывели гарнизон и в 1672 г. турки заняли его без боя. В начале XVIII в. замок захватывают и сильно разрушают шведские войска под командованием Карла XII. После этого крепость потеряла стратегическое значение. Со второй половины XVIII в. башни и стены постепенно разбирают на строительный материал. В XIX в. замок был разобран. Возвышенность укрепили, насадили на склонах деревья и организовали парк. От старого и могучего замка сохранился лишь фрагмент южной каменной стены с бойницами, ограждавшей въезд на территорию замка.
В настоящее время стену почти поглотила сочная зелень

В честь празднования 300-летия заключения унии между Королевством Польским и Великим княжеством Литовским 1569 г. в Люблине на вершине Замковой горы был создан искусственный курган (копец) в 1869-1906 гг. Благодаря нему высота горы увеличилась до 413 м над уровнем моря. В последствии образовании насыпи была уничтожена значительная часть остатков замка. Поднимаемся на вершину

Любуемся нежным цветением шиповника

На вершине холма находится смотровая площадка, которая сегодня является популярным местом среди туристов. В центре установлен флаг Украины, как памятный знак взятия Замковой горы войсками Максима Кривоноса. С холма открывается чудесная панорама города: на массив Голоско Малое и большой лес

на замечательный старый город

и на Подзамче

Спускаемся и встречаем административное здание “Львовское телевидение”

Выходим на Княжую ул.

Проходим небольшой сквер, который украшает памятник, установленный в честь 125-летия общества “Просвіта”

Спускаемся ул. Лысенко

и попадаем на оживленную пл. Рынок

Здесь нам бросается в глаза заманчивый магазин “П’яна Вишня” и покупаем сувенир домой

На просп. Свободы замечаем старенький троллейбус

Оказываемся на просп. Вячеслава Черновола, где лицезреем ресторан “Кумпель”

отель “Львов”

и ночной клуб “Малевич” (бывший кинотеатр “Мир”)

Пл. 700-летия Львова возглавляет масштабный ТРЦ “Forum Lviv”

Поднимаемся на путепровод дабы поглядеть на заброшенную платформу Гната Хоткевича. Она использовалась для рельсового автобуса, но после его отмены в 2010-м году, потеряла какое либо значение. Кстати, эта платформа находится ближе всего к центру города. Виды в сторону Подзамче

и в сторону Львова

Также снимем входные светофоры ЧД и Ч станции Подзамче

Слева обитает привлекательный дворец культуры им. Гната Хоткевича. В 1924 г., во время всеобщей забастовки в городе, рабочие решили для своих собраний выстроить свой клуб. Торжественная закладка клуба прошла в начале сентября 1933 г., а закончилось – в ноябре 1934 г. Клуб рабочих имел зал заседаний, библиотеку, помещение для оркестра, хора и кружков. Фасады дома облицованы красным кирпичом, что имело в то время символическое значение и принесло название клубу – “красная крепость”. В советское время здесь размещался клуб Львовского трамвайно-троллейбусное управления (“клуб трамвайщиков”), затем Дворец культуры им. Николая Кузнецова (“Кузнечик”), а в1990-е годы был переименован в настоящее название. С 2000 г. Дворец культуры им. Гната Хоткевича стал членом Европейской Ассоциации учреждений свободного времени

К Дворцу примыкает мемориал жертвам Холокоста во Львове

Просп. Вячеслава Черновола достаточно живой

Слева видим мемориальный музей “Территория Террора”, который был, к сожалению, закрыт

Замарстыновская ул. радует приятными домиками

Возвращаемся на станцию и остаток времени любуемся подвижным составом: именной ЭР9м-503 “Полесье” с 806 экспрессом, сообщением Львов – Ровно

ВЛ80т-1484

и ВЛ80т-1473 с грузовыми поездами

Нарядную ЭР9п-218

А тем временем где-то в кустах что-то замышлял коварный кот

Далее приветствовали 620М-003 с 812 экспрессом, сообщением Львов – Киверцы

ВЛ40у-1457.2

и ЧС4-102 с пассажирскими поездами

Наконец нас забирает Интерсити+ №706, сообщением Пшемысль – Киев, во главе с Hyundai Rotem HRCS2-001, знакомого из поездки в Майдан-Вила

Доехали отлично и быстро.

Наше путешествие подошло к концу. Было очень насыщено и интересно! Мы посетили как спокойные, так и прекрасные места. И каждое место запомнилось своей чертой: Сапежанка – ярким вокзалом, Запытов – дружелюбным начальником станции, Жовква – великолепным городом и праздничным настроением, Борщовичи – симпатичным селом и хмурой погодой. Подзамче понравилось не меньше Жовквы, но больше привлек необычный вокзал. В то время как сама Жовква – тихая и уютная в отличии от суматошного Львова. Однако Высокий замок очаровал своей природой и богатой историей. На этой веселой ноте прощаемся. Наслаждайтесь путешествиями и вы всегда будете находить приятные места. До новых встреч!