Путешествия железной дорогой
Путешествия железной дорогой

Ст. Никополь

Завершающим пунктом нашей поездки мы выбрали крупную станцию на линии Апостолово — Запорожье-2. Привлекательная станция расположена в промышленном и административном центре Никопольского района. К тому же — это еще привлекательный, исторический город. Но обо всем по порядку. А пока приветствуйте станцию Никополь! Часть 4.

В 10:53 в Мировой садимся на ЭР1-208, знакомую из поездки в Радушную
DSC07430

Спустя почти час нас встречает
DSC07469

В 1904 году было завершено строительство второго участка Екатерининской железной дороги, который соединил Кривой Рог и Александровск (нынешнее Запорожье), вместе с ним в том же году была открыта станция Никополь поблизости одноименного города. С тех пор железная дорога стала играть важнейшую роль в жизни города. Само название Никополь с древнегреческого означает «город победы». Но даже до своего открытия железная дорога изменила жизнь городка, так в 1903 году при строительстве железнодорожного депо возник центр Российской социал-демократической рабочей партии. 9 декабря 1905 года социалисты объявили политический страйк, установили контроль над железнодорожной станцией и прекратили движение поездов между станциями Кичкас и Долгинцево (Кривой Рог), а на захваченных поездах разъезжали на соседние станции и проводили митинги, призывая местных жителей взять участие в страйке. Страйк был подавлен 27 декабря того же года, когда ротмистр Нельговский вместе с 20 жандармами взяли контроль над станцией. Спокойно станция проработала еще 6 лет, пока в 1911 году социалисты вновь не возобновили митинги. Железнодорожники тоже брали участие в митинге, а за социалистическую агитацию был осужден и отправлен в ссылку слесарь депо Николай Куксин. В 1917 году власть перешла к большевикам, первым делом была организована борьба с «контрреволюционерами», которая затронула и работников станции Никополь: более 500 работников были членами партии эсеров, которых силой заставили подчиниться большевистскому меньшинству. Однако в гражданской войне среди населения не было множества желающих сражаться за власть советов, но большевикам удалось создать небольшие отряды во главе с машинистами Никопольского депо Завиным и Владимировым, которых, впрочем, разбили под Апостоловым и Кривым Рогом. Но в противовес большевики организовывали аварии на станции, ломали паровозы и уничтожали вагоны. В 1935 году железнодорожный участок от Запорожья до Кривого Рога электрифицируют – одним из первых в Украине. Спустя четверть века в Никополь приходит Вторая мировая война, в середине августа 1941 года немецкие войска провели бомбардировку станции, в которой погибло 3 железнодорожника при проведении эвакуации имущества. Но сама бомбардировка не нанесла значительный ущерб: вокзал практически не пострадал, а станция продолжала работать до 1944 года. При освобождении станция и вокзал были разрушены. В 1948 году хозяйство восстанавливают, вновь проводят электрификацию – Никополь вновь может принимать и отправлять поезда.
Начался противный дождь, но у нас времени было немного, поэтому не стали ждать пока закончится. Начинаем видами с платформы
DSC07513

Виды в сторону Апостолово
DSC07611

и в сторону Запорожья-2
DSC07607

Вид с конца платформы в сторону Апостолово
DSC07516

ЧС7-175 прибывает с поездом №73 Москва — Кривой Рог-Главный
DSC07480

а ВЛ11м-098 отправляется с грузовым поездом
DSC07506

Проходим нечётные выходные светофоры
DSC07510

Замечаем сортировочную горку
DSC07493

Подходим к чётной горловине: виды на Никопольстрой
DSC07495

и на станцию
DSC07499

Поднимемся на путепровод по ул. Электрометаллургов и сделаем вид на станцию
DSC07802

В 1949 году на месте разрушенного вокзала строят новый в стиле советского неоклассицизма. Само здание прямоугольное в плане, состоит из пяти частей: двухэтажные крылья по бокам, которые соединены одноэтажными переходами с центральной частью. Вокзал симпатичный и в хорошем состоянии
DSC07465

Центральную часть украшает портик, который поддерживают массивные колонны. Одноэтажные переходы оформлены менее пафосно, но выделяются четким ритмом пяти оконных проемов с треугольными фронтонами
DSC07468

Внутри разместился центральный хол с красивой плиткой на полу
DSC07437

большой зал ожидания
DSC07445

и небольшой зал ожидания с кассами
DSC07435

Торцевые фасады практически лишены декора и подобны друг другу, есть лишь одно отличие, с западной стороны пристроен небольшой тамбур. С обратной стороны вокзал имеет немного погрешностей, но все равно впечатляет
DSC07456

Даже огромная лужа не может испортить впечатление
DSC07461

По соседству расположен пост ЭЦ
DSC07481

возле которого обитает милая улиточка
DSC07491

А также туалет
DSC07617

и бывшее багажное отделение
DSC07616

Прибывает ЧС7-174 с поезд №120, сообщением Львов — Запорожье-1
DSC07518

Сделаем вид с конца платформы в сторону Запорожья-2
DSC07519

Замечаем чётные выходные светофоры
DSC07521

А дождь усилился и стало совсем некомфортно. Ближе к горловине сделаем пару видов: в сторону Запорожья-2
DSC07526

и в сторону Апостолово
DSC07532

Направо уходит подъездной путь на склад краностроительного завода
DSC07541

Оказываемся у нечётной горловины: виды на Марганец
DSC07548

и на станцию
DSC07544

Все же вынуждено переждали сильный дождь, ибо уже хорошо подмокли. Когда солнышко начало показываться, сразу решили заглянуть в локомотивное депо ТЧ-12 Никополь. Было построено в 1903 году. Это первое локомотивное депо на Украине, которое в 1935 году было переведено на электрическую тягу по плану ГОЭЛРО. Никополь – одна из первых станций, которая приняла электропоезд, а местное депо было переоборудовано под их обслуживание.
На территории обитает разный подвижной состав: ЧМЭ3-1265
DSC07552

электрички ЭР1
DSC07570

и раритетные экспонаты: головные вагоны ЭР1-43 и СР3-691
DSC07568

Заходим в цех под названием “Прямоугольная часть”
DSC07602

Внутри ремонтируют вагоны электропоездов
DSC07559

С другой стороны замечаем колесные пары и много других элементов этих поездов
DSC07565

Также заходим в моторвагонное депо ЕРПЧ-2, где стоят на покраске ЭР1 и ЭР2
DSC07574

Подходим к административно-бытовому комплексу
DSC07576

где находится учебный класс
DSC07580

комната отдыха локомотивных бригад
DSC07582

и небольшой, но уютный музей локомотивного депо ТЧ-12. Здесь собраны модели подвижного состава, исторических заметки про депо и его работников
DSC07584

счетные аппараты
DSC07590

и разные исторические фотографии, на одной из которых показана электрификация на станции Никополь в 1948 году
DSC07599

Самое время посетить одноименный город. Название города происходит от имени Никита, которое в переводе с греческого языка означает “победитель”. В 1780 г. в царском правлении стала называться крепость Никополь, а именно Никитин город, город победителя. В 1639-1652 гг. в районе Никитинского Рога была расположена Никитинская Сечь. В 1647 г. на эту местность прибыл Богдан Хмельницкий, спасаясь от преследований коронной власти. В 1648 г. Богдана Хмельницкого избрали гетманом Украины. В 1917 г. в город пришла Советская власть. В 1937 г. становится городом областного подчинения. 17 августа 1941 г. немецкие войска захватили город, а 8 февраля 1944 г. был освобожден благодаря 3-го и 4-го Украинских фронтов в ходе Никопольско-Криворожской операции. 21 июня 1971 г. в степях под городом при раскопках скифского кургана Толстая Могила была обнаружена Золотая Пектораль — шикарное нагрудное украшение скифского царя IV в. до н.э.
Садимся на маршрутку и едем на набережную. Здесь всё простенько
DSC07645

но центральный вход украшает памятник пушке-гаубице 152-мм, установленный в 1980 г. в честь освобождения города войсками 4-го Украинского фронта от немецко-фашистских захватчиков DSC07620

В конце набережной видим разные здания
DSC07636

Любуемся просторным и волнующимся Днепром, а в данном случае Каховским водохранилищем. Вдалеке виднеются массивные опоры ЛЭП
DSC07642

и Запорожская АЭС (самая крупная в Европе и на Украине атомная электростанция)
DSC07632

Заходим в сквер
DSC07647

в котором находим бывший постамент Ленину
DSC07648

Покровскую часовню, установленную на месте разрушенного в 1934 г. Свято-Покровского собора
DSC07654

и широкую аллею
DSC07686

Выходим к Никитинской ул., где размещены симпатичные здания с треугольным фронтоном
DSC07652

заброшенные здания, первый из которых принадлежал Цепелинскому, где была канцелярия и книжный магазин. После Второй мировой войны здесь находилась столовая, а позже кафе “Чайка”. В 1996 г. здание пострадало от пожара и в настоящее время не используется
DSC07657

Здание Никопольского медицинского колледжа было возведено во второй половине 1890-х — первой половине 1900-х гг. как прибыльный дом семьи Гусевых. В 1949-1974 гг. в здании располагался металлургический техникум, а в 1974 г. здание передали медицинскому колледжу, который находится здесь до сих пор
DSC07659

Идем далее по Никитинской ул.
DSC07665

и встречаем бывший дом семьи Гусевых. Построен в начале XX в. и в период 1919-1986 г. здесь находился краеведческий музей, пока не переехал на другую улицу. С тех пор здание стало приходить в упадок
DSC07663

Попадаем на пл. Богдана Хмельницкого -—это старый центр города, где ранее располагалась Никитинская Сечь (1638-1652 гг.). В 1648 г. в этом месте запорожские казаки избрали гетманом Богдана Хмельницкого. Сейчас площадь облагорожена привлекательной аллеей
DSC07667

и памятником великому гетману, руководителю Национально-освободительной войны 1648-1657 гг. — Богдану Хмельницкому. Памятник установлен в 1954 г.
DSC07669

Замечаем детскую библиотеку
DSC07681

Один из фасадов зданий облепило полчище мошкары
DSC07678

Среди густой зелени и неровного тротуара
DSC07683

показываются пустые и безжизненные окна
DSC07684

На Херсонской ул. обнаруживаем общежитие медицинского колледжа
DSC07694

и Детско-юношескую спортивную школу №1. С 1951 по 1990-е гг. находился спорткомплекс “Спартак”. В 1990-х г. здание перешло к Никопольскому краностроительному заводу и получил название спорткомплекс “Машиностроитель”. В 2013 г. снова вернулся в городскую власть, пережил ремонт и получил первоначальное название “Спартак”. В настоящее время принадлежит Детско-юношеской спортивной школе №1. Здание выполнено в советском неоклассицизме. Центральный вход оснащен портиком с 4-мя колонами и треугольным фронтоном, завершающий стилизованным акротерием
DSC07689

Херсонская ул. напоминает XX в., но автобусная остановка выдает настоящее
DSC07692

Проходим мимо интересного старого домика. Это бывшая купецкая усадьба
DSC07697

и поворачиваем на ул. Шевченко, где жизнь, если не бурлит, то хотя бы присутствует
DSC07703

Здесь уже можно увидеть советскую застройку:
DSC07708

DSC07723

послевоенную застройку
DSC07710

и супермаркет “Varus”
DSC07712

Далее показывается райсовет с памятником Тараса Шевченка (был установлен в 2005 г.). Великий поэт был в здешних местах в 1843 г., когда собирал материалы для издания альбома офортов “Живописная Украина”
DSC07717

Тем временем где-то в зелени шел кот на промысел
DSC07727

На ул. Электрометаллургов лицезреем памятник “Защитникам Украины”
DSC07731

Краеведческий музей переехал на данную улицу в бывшую казарму воинской части. Спереди красуются каменные скульптуры
DSC07736

Попадаем на Европейскую пл., где собрано не мало интересного: памятный знак “Глобус”, на котором обозначено только 2 места: Европа и город Никополь. Этот памятник символизирует желание города стать ближе к европейцам
DSC07743

Горсовет
DSC07747

и стела “Я люблю Никополь”
DSC07751

Доходим до круга, где видим стелу “Крылья богини Ники”. Эти крылья являются символом города
DSC07745

Заходим в Молодежный парк
DSC07754

где обитает милая скульптура “Древо Жизни” (2015 г.)
DSC07753

На просп. Трубников любуемся прелестной сталинкой
DSC07762

Замечаем ЦУМ
DSC07764

и выходим на большую площадь
DSC07765

Здесь расположен памятник МиГ-17
DSC07768

и держим путь по бульвару
DSC07769

Проходим мимо памятника заслуженного строителя Украинской ССР — И.Д. Ганчева (установлен в 2004 г.)
DSC07771

и Никопольского техникума Национальной металлургической академии Украины
DSC07775

Проспект очень радует своей зеленью
DSC07781

Подходим к перекрестку просп. Трубников и ул. Каштановой и любуемся еще одним замечательным зданием сталинской эпохи. Было построено в 1949-1955 гг. как отель Южнотрубного завода, но быстро переоборудован под филиал Днепропетровского металлургического института. Позже здание использовалось под разные административные заведения. Сейчас здесь находится Никопольская налоговая инспекция. Здание выполнено в советском неоклассицизме с использованием в декорировании ренессансных и барокковых мотивов
DSC07784

Слева видим вездесущий АТБ
DSC07786

памятник танку ИС-2 освободителям города от немецко-фашистских захватчиков
DSC07788

За ним расположен небольшой и пустой сквер
DSC07790

Дальше на пути попадается памятник Чернобыльцам
DSC07793

бывший Дворец культуры Никопольского Южнотрубного завода. Здание было построено в 1956 г. по типовому проекту архитектора К.К. Барташевича. Сейчас в нем находится отельно-развлекательный комплекс “Элит-Клуб”
DSC07796

И здание со шпилем, подобные которому уже встречались в городе
DSC07798

Возвращаемся к привокзальному скверу
DSC07449

и неожиданно выглянуло солнышко, которое преобразило цветущую липу
DSC07818

вокзал с могучей елью
DSC07816

и на станции забурлила жизнь
DSC07811

Вскоре садимся на поезд №072, сообщением Запорожье — Киев, во главе с ЧС7-216
DSC07821

В Пятихатках-Стыковых локомотив меняется на ЧС4-128, который возил в Тюшки, и доставляет нас домой
DSC07825

Завершилась последняя весенняя поездка в этом сезоне. Побывали в интересных, исторических местах, которые все пригляделись. Не будет исключением и Никополь: красивая станция с великолепным вокзалом и довольно зеленый и архитектурный город (сталинки завораживают). Дождь, конечно, подпортил впечатление, но не помешал нашим планам. Здесь прекрасные места! До новых встреч!