Путешествия железной дорогой
Путешествия железной дорогой

Ст. Матейково

Второй день будет неспешным и мы проведем на уединенной станции на линии Жмеринка-Подольская — Окница. Насладимся природой и отдохнем. Также ознакомимся с двумя селами, расположенными недалеко от станции. Что ж, не теряем времени и спешим на станцию с гордым названием — Матейково. Часть 3.

Солнечным утром следуем на станцию Жмеринка, где встречаем милого ТГМ4Б-0231
DSC06144

В 10 утра садимся на ДР1А-261, знакомого из поездки в Белокоровичи
DSC06146

Спустя полчаса оказываемся в
DSC06193

В конце XIX века было начато строительство участка железной дороги Жмеринка — Могилев-Подольский, в 1892 году в составе новопостроенного участка, на окраине села Севериновка была открыта одноименная станция, и уже 30 августа прошёл первый поезд. В 1900 году станцию переименовали и с тех пор она носит своё современное название — Матейково. Существует две версии происхождения современного названия: при строительстве железной дороги царская власть обратилась к Януарию Соколовскому, помещику, владельцу земель в селе с просьбой, дабы он выделил небольшой участок своих имений под строительство железной дороги и станции. Он согласился, но с одним условием — названии для станции он даст сам. Януарий увлекался живописью, но особенно ему импонировала творчество польского художника Яна Матейка, в честь которого станция и получила своё название. Властью были попытки русифицировать название на Матвейково, по имени Матвей, однако им это не удалось. По второй версии: при проектировании железной дороги она должна была проходить через село Степанки и далее в село Матейков. Но предприниматели городка Бар не оценили эту идею, ведь железная дорога была бы далеко от их города, они вели длительные переговоры со строителями и даже дали взятку, дабы железную дорогу построили ближе к ним. Чтобы из властей никто не догадался, о том, что железная дорога пойдет не так, как на плане — было решено оставить прежние названия станций такими, какими они указаны в плане: поэтому станция Матейково, названная по селу Матейков, расположилась в селе Севериновка. В XX веке со станции эшелонами отправляли людей в ссылку в Сибирь. С началом Второй мировой войны станция была оккупирована немецкими войсками, а освобождена уже в конце войны — 21 марта 1944 года, на 1004-й день войны. Активные боевые действия обошли стороной станцию Матейково, поэтому она сохранилась до наших дней практически в нетронутом виде.
Переходим к платформе
DSC06179

Сделаем виды с платформы в сторону Окницы
DSC06148

и в сторону Жмеринки-Подольской
DSC06152

Вид с конца платформы в сторону Окницы
DSC06156

Проходим нечётные выходные светофоры
DSC06160

и доходим до чётной горловины. Виды на Бар
DSC06162

и на станцию
DSC06165

В 1892 году на станции был открыт типовой вокзал 4-го класса, однако вопреки тому, что все типовые вокзалы разрабатывались профессиональными архитекторами — данный вокзал выполнен провинциальным архитектором. Это достаточно простое прямоугольное здание, выполнено с элементами мавританской архитектуры. Данному типу вокзалов присущ характерный килевидный фронтон над центральным входом. В 1978 году вокзал прошел реконструкцию. Сегодня он выглядит прекрасно и украшен зеленью
DSC06170

Зал ожидания маленький, но уютный
DSC06197

С обратной стороны сочной зелени не меньше
DSC06212

Рядом находятся туалет
DSC06205

старый погреб
DSC06438

и прелестная яблоня
DSC06442

Сделаем вид с конца платформы в сторону Жмеринки-Подольской
DSC06177

Замечаем чётные выходные светофоры
DSC06184

и подходим к нечётной горловине. Виды на Жмеринку-Подольскую
DSC06191

и на станцию
DSC06186

Теперь заглянем в два села. Сначала съездим в Чернятин, которое находится дальше от станции. Позже узнаете, почему именно туда. Село Чернятин было основано в XVII в. и приобрело название от первого поселенца козака Черняка или Черняти — Чернятин хутор, Чернятин двор. Позже на территории обосновались старообрядцы, которые убегали с России
DSC06293

В конце XVIII в. село принадлежало семье польского магната Игнатия Витославского. Именно благодаря магнату здесь появился чудесный усадьбо-парковый ансамбль. Заходим через въездные ворота, которые хорошо сохранились
DSC06247

Идем по зеленной аллеи, обсаженной конскими каштанами. Раньше здесь разъежали кареты с вельможей, а сейчас пасутся курочки
DSC06251

В 1814 г. началось строительство шикарного парка известным архитектором Дионисием Миклером, а в 1820-х годах — строительство дворца в стиле неоготики. Вскоре было возведено центральную часть и южное крыло
DSC06223

Южное крыло с декоративной романтической башней украшено ренессансной короной с зубцами. По старой рыцарской традиции: над её верхушкой поднимали вымпел-флаг с гербом владельца. В 1865 г. село перешло в собственность Марии Михайловны Львовой. Она перестраивает усадьбу, добавив элементы ренессанса и классицизма. Достраивается второе крыло и появляется ландшафтный парк площадью в 31 гектар
DSC06224

Приятная аллея огибает южную сторону усадьбы
DSC06239

В Советское время было построено восточное крыло. Северная сторона усадьбы выглядит не так помпезно, однако элементы неоготики присутствуют. В обеденное время на территории явно намечался праздник
DSC06216

В настоящее время на территории усадьбы размещены Чернятинский колледж Винницкого национального аграрного университета
DSC06244

часовенка
DSC06241

и футбольное поле, ранее служившее прекрасной поляной живописного парка
DSC06246

Через село проходит автодорога Т-0241 значения Бар — Чернятин — Жмеринка
DSC06253

Замечаем церковь Святого Апостола первомученика и архидиакона Стефана
DSC06259

отделение «Новой почты»
DSC06254

веселую автобусную остановку
DSC06261

и мемориал ВОВ
DSC06257

Гуси нежатся на солнышке
DSC06262

Выходим к о.п. Чернятин. Сделаем виды на платформу, в сторону Жмеринки-Подольской
DSC06265

и в сторону Окницы
DSC06271

Рядом открывается взор на бескрайние поля
DSC06272

Спускаемся по ухабистой дороге
DSC06277

Неожиданно обнаруживаем фирменный магазин Чернятинского пивзавода. Но, к сожалению, он был закрыт
DSC06279

Далее видим свободный вход на бывший колхоз
DSC06281

общеобразовательную школу
DSC06287

и общежитие аграрного колледжа
DSC06288

Возвращаемся на станцию и машем 2ТЭ116-1203 с поездом №047, сообщением Москва — Кишинёв
DSC06297

После небольшого отдыха пройдемся в еще одно село — Севериновку. Село было названо в честь помещика Северина Орловского, который владел этими землями. В XIX в. село входило в Литинский уезд Подольской губернии. В 1941-1944 гг. село было оккупировано немецкими войсками. 20 марта 1944 г. в село пришла советская власть.
Идем по асфальтированной дороге
DSC06301

Видим магазины:
DSC06303

DSC06304

памятник 105 воинам-односельчанам, погибшим в ВОВ
DSC06306

церковь Рождества Пресвятой Богородицы
DSC06309

и сельсовет
DSC06310

Дом культуры
DSC06315

общеобразовательную школу
DSC06319

яркого Т.Г. Шевченко
DSC06322

и советские скульптуры
DSC06325

Дорожка резко уходит вниз
DSC06326

И начинает появляться красота: каменный забор
DSC06328

холмы
DSC06331

и показывается река Ров. На мосту через эту реку был интересный случай: у одного из танков не запускался двигатель, а бронированная машина перегородила дорогу. Поэтому танк решили скинуть в реку. Поэтому в селе поговаривают, что железная машина до сих пор здесь покоится, только время её прикрыло слоем ила
DSC06335

Вдалеке виднеются остатки мельницы. Прелестная природа!
DSC06339

Здесь обитают камыши
DSC06341

и аисты
DSC06352

Также здесь находится камень любви
DSC06355

Пройдемся по Севериновскому парку, созданный известным мастером Дионисием Миклером. В 1814 г. он создал живописный английский парк, который включал в себя насаждения разных деревьев, поляны, дорожки, скалы и мраморные статуи. Но в настоящее время практически невозможно увидеть эту красоту
DSC06366

Здесь растут милые ромашки
DSC06369

Проходим центральную аллею
DSC06379

и попадаем к дворцу Северина Орловского. Был построен графом в 1802-1804 гг. в классическом стиле с элементами барокко. В 1854 г. во дворце вспыхнул сильный пожар, который повредил главную часть фасада. Поэтому сегодня он представлен не в первоначальном виде, а измененном. В советское время был облицован простой плиткой
DSC06375

С первоначального вида остался лишь центральный полукруглый ризолит, украшенный балконом второго этажа. С него открывается прекрасный вид на Севериновский парк и реку Ров. В настоящее время в здании расположен лечебный корпус костно-туберкулезного санатория
DSC06371

Покидаем шикарный дворец и выходим к пруду
DSC06397

где как раз купаются гуси
DSC06393

По дороге любуемся дивным цветением: сирени
DSC06387

яблони
DSC06411

тюльпанами
DSC06419

и одуванчиками
DSC06431

Замечаем старое здание
DSC06439

и выходим к станции. Здесь свободно гуляли куры с петухом
DSC06436

а кошка требовала внимания
DSC06434

Вскоре нас забирает все тот же ДР1А-261
DSC06457
Доезжаем до Жмеринки и ночуем еще одну ночь.

Второй день очень порадовал. Мы смогли как отдохнуть, так и увидеть много достопримечательностей. Станция оказалась небольшой и с красивым вокзалом. Что касается села Чернятин, то замечательная усадьба не оставила нас равнодушными. А в селе Севериновка порадовала и усадьба Орловского. Также пригляделись река Ров и Севериновский парк. Достаточно богатые места, которые стоит посетить! Продолжение следует…