Путешествия железной дорогой
Путешествия железной дорогой

Ст. Кропивницкий

Как-то весной мы посещали Кировоградскую область, куда добирались довольно сложным и не очень рациональным путем. В этот раз нам предстоит новый путь. С одной стороны он будет с большим количеством пересадок, а с другой — более удобным и щадящим. К сожалению, в данную область не совсем комфортно добираться. Но ничего не поделаешь, стоит пробовать. Поэтому мы отправляемся в новое путешествие продолжительностью в два дня. Открывает тетралогию административный центр Кировоградской области и Кировоградского района, промышленный и культурный центр, узел автодорог. Расположенный на Приднепровской возвышенности, в долине и на берегах реки Ингул. Но сперва начинаем с грузовой станции Знаменской дирекции Одесской железной дороги. Добро пожаловать на станцию Кропивницкий! Часть 1.

Солнечным вечером, в 19:12, на Дарнице садимся на городскую электричку ЭР9м-524, знакомую из поездок в Чернорудку, Борщаговку и Сваляву

На Киев-Пассажирском пересаживаемся на 049 фирменный поезд «Кобзарь», сообщением Киев — Трускавец, во главе с ЧС8-075, который припоминается из поездки в Тетиев

В плацкарте ехало много людей на оздоровление. Возле нас сидела странная семейка: крупные мать и сыночек. Не успел тронуться поезд как они уже доедали целый батон, запивая компотом. Сразу видно как люди готовятся к предстоящему оздоровлению. Довольно трепетно. Помимо этого кто-то кушал варенные яйца, а потом бегал в туалет по несколько раз не с хорошими последствиями. Одним словом, попался веселый вагон.

В 23:20 в Казатине-1 ожидаем 042 поезд, сообщением Трускавец — Днепр, под ЧС4-055

Неплохо поспали в купе.

В 05:16 утра мы прибываем в Знаменку-Пассажирскую. Прогуливаемся 55 минут, греясь восходящим солнцем, и вскоре садимся на кругленькую ЭР9п-336, которая возила нас в Хлыстуновку и Треповку

Наконец спустя час и 20 минут нас приветствует Кропивницкий

Станцию переименовали, но табличку еще не успели обновить.

Станция была открыта в 1868 г. С течением времени станция сменила много названий: до 1924 г. носила название Елисаветград, 1924 — 1935 гг. — Зиновьевск, 1935 — 1970 гг. — Кирово-Украинское, 1970-2017 гг. — Кировоград. А с 23 марта 2017 г. станция получила современное название — Кропивницкий. Учитывая, что город Кропивницкий имеет статус областного центра, сама станция играет второстепенную роль и является менее важной станцией, нежели расположенные в области станции Знаменка, Помошная и Долинская, которые находятся на железнодорожных узлах, тогда как Кропивницкий размещен на прямом участке.
Начнем видами с платформы Пассажирского парка

Виды в сторону Помошной

и в сторону Чернолесской

Поднимемся на пешеходный мост и сделаем виды в аналогичном порядке:

Вид с конца платформы в сторону Помошной

Заходим в Грузовой парк, где ВЛ80т-1419 с грузовым составом готовится к отправлению

Сделаем виды с середины станции: в сторону Помошной

и в сторону Чернолесской

Проходим нечётные выходные светофоры

Подходим к чётной горловине: виды на Лелековку

и на станцию

Первое здание вокзала было построено в 1869 г. До наших дней оно не сохранилось, поэтому наблюдаем это советское здание

Вокзал масштабный и симпатичный

Спереди его облагораживают пышные ели

Интерьер благородный и привлекательный

Здесь размещаются Кассовый зал

Зал ожидания

и Зал повышенного комфорта

Со стороны города также великолепен

А центральный вход дополнен мощными колонами

С левой стороны тоже привлекает

Рядом составляют компанию: туалет

пост ЭЦ

товарная контора — а вот это здание, видимо, сохранилось с времён постройки дороги

и бывшее депо, где сейчас расположены мастерские по ремонту дрезин

ВЛ80т-1432 с грузовым составом прибывает на станцию

Вид с конца платформы в сторону Чернолесской

Замечаем чётные выходные светофоры

Ближе к горловине сделаем виды в сторону Чернолесской

и Помошной

Оказываемся у нечётной горловины: виды на Канатово

и на станцию

Теперь плавно переходим к осмотру города. Кропивницкий был основан в 1754 г. и получил статус города в 1775 г. Город имел много названий: до 7 августа 1924 г. именовался Елисаветградом по имени крепости святой Елисаветы, которая была заложена в 1754 г. С 7 августа 1924 г. по 27 декабря 1934 гг. — Зиновьевск (в честь советского политического деятеля Г.Е. Зиновьева), с 27 декабря 1934 г. по 10 января 1939 гг. — Кирово (в честь советского политического деятеля С.М. Кирова). 10 января 1939 г. при образовании Кировоградской области название города изменили на Кировоград. Это было сделано, чтобы не путать город с Кировом — бывшей Вяткой, и Кировом — городом Калужской области. Теперешнее название город получил 14 июля 2016 г. в честь актера и драматурга Марка Кропивницкого. В середине XIX — начале XX в. Елисаветград пережил «золотой век» — развивалась промышленность, расцвела культура, в частности, здесь был открыт первый украинский профессиональный театр. Основателем стал М. Кропивницкий, владевшим всеми театральными профессиями.
Привокзальная площадь была пустой

Идем по Вокзальной ул.

Проходим Киевскую ул. и замечаем красивую общеобразовательную школу №14

Вскоре появляется многоэтажная застройка

и маркет «АТБ»

Ближе к пер. Ленина начинается оживленная улица

Пересекаем реку Ингул

В сквере «Защитников правопорядка» разместилось управление полиции

Доходим до дендропарка, который до 2016 г. именовался парком им. 50-летия Октября

В 1958 г. на окраине города был создан живописный парк, который стал украшением и популярным местом для отдыха жителей

Было высажено около 50 видов деревьев и кустов. Нам пригляделась эта очаровательная лилия

В 2001 г. началось возрождение парковой зоны. За цель было взято создание ландшафта зеленой зоны. Поэтому сегодня можно любоваться огромным сердечком

с извилистыми дорожками

Изначально на территории парка была создана маленькая зона с аттракционами для развлечений и отдыха населения. Сегодня в дендропарке действует 20 аттракционов, 5 из которых приобретены в 2007 г. Но покататься на них не так и просто, ведь для того, чтобы прокатиться даже один раз необходимо покупать карточку, после её пополнять и кататься. В общем всё рассчитано только на местных.

В 2007 г. построена крытая сцена и к каждому празднику дендропарк готовит для гостей программы

Также здесь расположен небольшой зоопарк, где обитают забавные страусы и другие животные

Направо уходит ул. Евгения Тельнова

В сквере Славы развернулся блошиный рынок

и установлен памятник героям гражданской и Великой Отечественной войн

Идем по Соборной ул.

Встречаем ТЦ «Plazma»

и памятник защитникам правопорядка

Справа бросается в глаза советский дом с гордой надпись: «Слава героическому рабочему классу»

Далее видим Укртелеком

и следуем широким тротуаром

Приходим к кинотеатру «Портал»

За ним отходит ул. Ушакова

на которой встречаем памятник жертвам Голодомора

Здесь давно располагалась крепость Святой Елисаветы — крепость-звезда, административный центр Новосербского поселения. Названа в честь покровительницы императрицы Елизаветы Петровны святой Елисаветы. Имела форму правильного шестиугольника периметром до 6 верст. Крепость была построена в 1755 г. и являлась одним из оплотов российской защиты в регионе от нападений соседей — Польши и Крыма: на протяжении 1753-1764 гг. была местом пребывания наивысшего российского командования на юге России. Во время русско-турецкой войны 1768-1774 гг., когда за границы Елисаветградской провинции вторглись татары, гарнизон укрепления удачно выдержал осаду. С 1775 г. крепость Святой Елисаветы окончательно теряет свое оборонное значение. В 1784 г. с неё вывезли всю артиллерию в Херсон. С 1785 г. она превращается в Елисаветград.
Только эти две пушки, расположенные при въезде с бывших Пречистенских ворот, сохранились от бывшей крепости

Сейчас здесь размещен монумент Славы

и памятник «Скорбящая Родина-мать»

Проходим отель «Турист»

Идем далее по Соборной ул.

На пути слева попадаются Информационно-консультационный центр «Кировоградоблэнерго»

и колокольню собора Рождества Богородицы

А справа — Апелляционный суд

и Специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва «Надежда»

В Молодежном сквере лицезреем памятник воинам-интернационалистам

Любуемся рекой Ингул

и приветствуем супермаркет «Сiльпо»

Рядом находится памятник жертвам Чернобыля

На Большой Перспективной ул. находим художественный музей. Здание было построено в 1887 г. для купца И. Шполянского и является одним из ярких примеров начального периода стиля модерн

Монументальный горсовет — здание построили в 1954 г. на месте Собора во имя Успения Пресвятой Богородицы (1798 г.), снесенного в 1947 г.

памятник А.Н. Пашутину — городскому главе 1878-1905 гг.

и главпочтамт (построен в стиле модерн, конец XIX в.)

Здесь улица довольно зеленная и живая

Наблюдаем ТЦ «Зеркальный» (еще одно здание в стиле модерн)

Напротив обитает просторный областной совет на пл. Героев Майдана

По правую стороны расположились управление НБУ (1898 г. постройки)

кинотеатр «Звездный» (ранее «Комсомолец»)

и красивое советское здание (1953-1954 гг.)

На перекрестке улиц Пашутинской и Архитектора Паученка прячется в зелени старое здание — бывшая водолечебница Гольденберга. Построена в конце XIX в. в мавританском стиле по проекту Якова Паученка на средства Исаака Абрамовича Гольденберга — специалиста по заболеванию нервной системы. Лечебница украшена декоративной плиткой, цветным кирпичом и дверью с резьбой в «восточной» арке портала. Водолечебница Гольденберга была популярным медицинским учреждением для состоятельных елисаветградцев и гостей города, поскольку здесь использовались вполне природные и, пожалуй, более прогрессивные на то время процедуры: разнообразные лечебные ванны, комплекс душей, выгревание, ультрафиолетовое облучение, аэротерапия. Благодаря набору высококачественной аппаратуры полностью европейского уровня возросла популярность учреждению. Сейчас здесь расположена больница №3

Рядом замечаем УкрСибБанк

и бывший особняк. Строился в период с 1895 по 1910 гг. за деньги купца Абрама Давидовича Барского. Построен в стиле ранний модерн архитектором А.Л. Лишневским, известным возведением зданий в стиле модерн и неоклассицизм, в первую очередь, в Санкт-Петербурге и в Елисаветграде. Лишневский украсил здание роскошной лепниной с богатой символикой, которая отображала самое важное для купца — семью и работу. Мельничные жернова на уличном фасаде символизируют бизнес, которым он зарабатывал на жизнь. Но владельцу дома так и не судилось в нем жить. 11 сентября 1907 г. А. Барского двумя выстрелами из «браунинга» было убито анархистами, которые требовали 500 серебряных рублей, когда он выходил вместе с женой из синагоги. Дому Барского так и не судилось быть семейным гнездом. Он стал отделением одного из Елисаветградских банков. А в 1929 г. в дом переехал окружной музей, который спустя 10 лет после образования Кировоградской области переименовали на областной краеведческий. В годы Великой Отечественной войны музей постигла горькая судьба: его ограбили, было утеряно близко 10 тысяч экспонатов. Но уже в 1946 г. музей получил новую жизнь. Тогда случился раздел на два отдела: природоведческий и историю края. На сегодня в фонде музея насчитывается свыше 80 тысяч экспонатов

Напротив видим кибернетико-технический колледж

и советскую крышку люка из Бобринца

Нагуляв аппетит мы решили зайти в кафе «Старый город». Взяли пиццу, которая оказалась крайне посредственной. Однако голод поборола

Подходим к перекрестку улиц Вячеслава Черновола и Виктора Чмиленко, где обнаруживаем управление охраны здоровья (ранее медицинское заведение Вайсенберга)

На противоположном углу — Дворец культуры

и РАФ-2203

Далее нам показывается Укрсоцбанк

и шагаем под цветными зонтиками

Приходим к Юношеской библиотеке (бывший дом Ф.И. Шевякова)

Правее виднеется еще одно старинное здание

и ресторан «Prima». Построен в 1910 г. и являлся отделением международного банка. Спроектирован Я. Паученком в стиле неоклассицизма. С 2008 г. в здании действует ресторан «Prima»

На Дворцовой ул. встречаем памятник первому трамваю г. Елисаветграда

Управление СБУ (ранее — гостиничный дом, построен в стиле модерн)

учебно-воспитательный комплекс «Пролiсок» (ранее — театр «Иллюзион»)

и корпус №2 педагогического университета им. В. Винниченко

Заходим в сквер «Театральный», где нас ожидает фонтан «Наталка Полтавка» с одноименной пьесы И. Котляревского. Был установлен в 2013 г. к 259-летию города

Памятник украинскому писателю, драматургу и театральному актеру — М.Л. Кропивницкому

и потрясающий музыкально-драматический театр им. М.Л. Кропивницкого. Здание было построено в 1867 г. на средства инженера-полковник Г.В. Трамбицкого. 27 октября 1882 г. родился первый профессиональный национальный реалистический театр под руководством М.Л. Кропивницкого — блестящего актера, поэта, композитора, педагога, основателя первого в Украине и России детского театра. До 1919 г. носил название «Красный театр им. Троцкого», 1920 г. — «1-й советский», театра им. Т.Г. Шеавченка, 1921 г. — «Советский им. Шевченка». В 1982 г. отмечалось столетие театра. В 2007 г. торжественно отмечено 125-летие театра. В 2012 г. театр открыли после реконструкции

Возле театра проходила фотосессия молодоженов. Выходит, нам опять удалось лицезреть свадьбу.

А вот, собственно, и необычный экипаж молодоженов

В Ковалевском парке стоит покинутый постамент вождя

На Училищном пер. бросается в глаза Инженерный колледж национального технического университета. В 1870-1920 гг. здесь размещалось земское реальное училище

Проходим ворота завода «Красная звезда» — одного из старейших предприятий сельскохозяйственного машиностроения СССР по выпуску сельхозмашин. Основано в 1874 г. англичанами — братьями Робертом и Томасом Эльворти. В 1877 г. был построен первый производственный корпус, в котором начато изготовление сеялок и других машин. Развернулось активное строительство завода. В 80-е годы XIX в. завод Эльворти (так назывался до 1922 г.) был первым и единственным не только в Российской империи, но и во всей Европе. Помимо сеялок выпускал молотилки, маслобойки, просорушки и другие сельскохозяйственные машины. В 1993 г. ПО «Красная звезда» преобразовано в ОАО по производству сельскохозяйственной техники «Красная звезда». В 2008 г. было основано ЗАО «Эльворти Групп». На сегодня завод является крупнейшим на территории СНГ специализированным предприятием по выпуску посевной и почвообрабатывающей техники

Следуем дворами

и попадаем на станцию, удачно словив ВЛ80т-1441 с грузовым поездом

На этом первая часть окончена. Мы осмотрели интересную станцию и большой город. Станцию облагораживает просторный и благородный вокзал. В городе собрано много великолепной исторической архитектуры и зеленой зоны. В особенности, живописный дендропарк. Если исключить эти достопримечательности, то город будет совсем безликим и скучным. Именно эта красота делает его привлекательным и похожим на полноценный город. Но очень не хватает хорошего железнодорожного сообщения. Дабы каждый мог посетить эту неизведанную красоту. Продолжение следует…