Путешествия железной дорогой
Путешествия железной дорогой

Ст. Холоневская

Продолжаем наше путешествие и отправляемся на вторую “Х”, которая обещает быть не менее интересной. Нас ожидает крохотная станция со своей особенностью. А также прогуляемся в крохотное село, включающее в себя две изюминки. Но самое главное в том, что ради этой станции и затевалось путешествие. Так как благодаря ночевке в Хмельницком можно её удобно посетить. Встречайте виновницу торжества – станция Холоневская! Часть 2.

Встаем в лютую рань, а именно ночью, и в 10 минут пятого мы садимся на 805 экспресс, сообщением Хмельницкий – Винница, под ДР1А-292, который знаком как обычный пригородный поезд из поездок в: Дуброву-Олевскую, Пряжево, Кодню, Сокорики и Клочки

Ожидали увидеть комфортный Pesa, но не повезло. Пришлось ютиться на деревянных лавочках до рассвета.

Спустя 3 часа мы прибываем в

Холоневская – небольшая станция в селе Иванов Винницкой области. Станция была открыта 20 июня 1900 года (по старому стилю) вместе с завершением строительства узкоколейной железной дороги Бердичев – Калиновка, примерно в тоже время был построен участок Холоневская – Семки. В 1938-1944 годах параллельно узкоколейной дороги была построена линия широкой колеи до Староконстантинова. Это время было расцветом для станции и посёлка – ведь тогда она была узловой и включала пути как узкой, так и широкой колеи. На станции было даже своё узкоколейное депо.

Своё название станция получила от помещика Холоневского, на чьих землях была построена. По одной из версий, он отдал эти земли бесплатно, но с условием, чтобы станцию назвали в его честь. В 1919 году на станции был Лев Устинович Быковский – известный библиограф. Неподалеку станции, в имении помещика находилось ценное собрание книг, которую необходимо было уберечь. В то время в селе стоял гарнизон Украинской Галицкой армии, которая помогала отвезти книги на вокзал, а старшина помог найти чистый вагон, куда эти книги были перегружены и увезены в Каменец-Подольский.

Вторая мировая война практически не затронула станцию, но вот последующие года были уже не столь положительными: к 1970 году все узкоколейные участки были демонтированы, а станция перестала быть узловой.

Сразу сделаем виды с платформы в сторону Калиновки-1

и в сторону Староконстантинова-1

На платформе видим симпатичные лавочки

Подходим к концу платформы и прямо здесь находится чётная горловина. Интересная особенность станции заключается в платформе, которая расположена частично за территорией станции.
Виды с горловины на станцию

и на Уладовку

Запечатлим виды с середины станции: в сторону Калиновки-1

и в сторону Староконстантинова-1

Доходим до нечётной горловины. Виды на Калиновку-2

и на станцию

Станцию украшает небольшой, аккуратный вокзал 1911 года постройки: это типовое здание III класса, украшенное фризами и рустикой. Также справа от входа сохранился колокол, который раньше оповещал о прибытии и отправлении поездов. Сейчас кажется странным, что вокзал находится на небольшом удалении от платформ, однако же его строили для обслуживания узкоколейной железной дороги, чьи пути были намного ближе к зданию. Так же неподалеку прекрасно сохранились и другие железнодорожные здания, включая даже депо.

Внутри уютный и грелся котик

Со стороны села не менее красив

Рядом замечаем туалет

и проезжает 2М62У-0171 с парочкой грузовых вагонов

Вид с конца платформы в сторону Староконстантинова-1

Напротив платформы разместился входной светофор “Ч”. Вид на станцию

Теперь направимся в село Иванов, которое до 1946 г. являлось городом Янов. Встречаем церковь

старую мельницу

сельсовет

аптеку

и опрятную общеобразовательную школу

Попадаем в центр

где находим серую аптеку

Первой изюминкой села будет великолепный костел непорочного зачатия Девы Марии

Построенный в 1780 г. благодаря Саломеи Мышки-Холоневской в стиле барроко

В советское время к нему пристроили нечто несуразное.

Завораживает…

Далее видим неизвестное здание, похожее на больницу

Подходим ко второй изюминки села – замечательному замку и дворцу графа Адама Мышке-Холоневского, который начал строить в 1410 г. Отреставрировали в XVIII веке

На территории обнаруживаем забавную композицию

и сонного котика

До нашего времени сохранились 3 башни: южно-восточная

северо-восточная

и часть западной

На сегодняшний день здесь находится школа-интернат

Дальше село заканчивается

поэтому возвращаемся на станцию

на которой удалось словить 2М62У-0248 с 755 поездом, сообщением Киев – Хмельницкий

Поезд не делает остановку и уезжает вдаль

Станция очень понравилась своей особенностью и старым вокзалом. Село, в целом, обыкновенное, но достаточно впечатлило костелом и дворцом, который не помешало бы полностью реставрировать. Надеемся, со временем это осуществится. Места приятные и запоминающиеся. Продолжение следует…