Путешествия железной дорогой
Путешествия железной дорогой

Ст. Харьков-Пассажирский

Да здравствует Новый 2017 год! На Новогодние праздники мы решили отправиться на север, в Харьковскую область, в большое и увлекательное путешествие, которое покажет нам сердце Южной железной дороги и научный, культурный центр Украины. Декалогию открывает крупная пассажирская узловая станция. Добро пожаловать на станцию Харьков-Пассажирский! Часть 1.

Снежным вечером, в 18:00, на Киев-Пассажирском садимся на Интерсити №720, сообщением Винница — Харьков, во главе с любопытной Škoda EJ675-02

Внутри вагоны делятся на два этажа с мягкими сидениями. Наши места оказались на втором этаже, на котором было очень жарко и душно, сильно топили. Сидения расположены близко друг к другу, поэтому было не совсем комфортно сидеть такое продолжительное время. Однако вид со второго этажа впечатляющий. В целом, было комфортно

Спустя 5 с половиной часов мы прибываем в Харьков и следуем к пер. Рылеева

где нас ожидает отель «Рылеев», который будет нашим домом на эти четыре дня

Номер попался уютным, комфортным и чистым. Цена соизмерима с качеством

Ложимся спать и набираемся сил.

Следующим утром начинаем осмотр станции

Станцию была открыто в 1869 году в составе Курско-Харьковско-Азовской железной дороги, по которой открыли движение с Харькова до Ростова. В 1959 году станцию электрифицировали постоянным током.
Начинаем традиционными видами с платформы

В сторону Белгорода

и в сторону Зеленого Колодезя, Основы, Мерефы, Люботина-Западного и Шпаковки

Поднимемся на пешеходный мостик и сделаем хорошую панораму

Виды в сторону Белгорода

и в сторону Зеленого Колодезя, Основы, Мерефы, Люботина-Западного и Шпаковки

Теперь сделаем виды с путепровода ул. Полтавский Шлях

В сторону Белгорода

и в сторону Зеленого Колодезя, Основы, Мерефы, Люботина-Западного и Шпаковки

ЭР2-582 прибывает на станцию

а ЧС2-707 прогуливается по станции

Вид с конца платформы в сторону Белгорода

На пути к горловине замечаем ЧМЭ3-4565

ЧС2-575 им. Н.С. Конарева

и ТЭП70-0166 с пассажирским поездом

Поднимаемся на еще один пешеходный мостик

часть которого уходит в никуда

Слева стоит заброшенный цех Харьковского вагоноремонтного завода

Сделаем виды в сторону Белгорода

и в сторону Зеленого Колодезя, Основы, Мерефы, Люботина-Западного и Шпаковки

Запечатлим серый ЧС7-187

и милого ЧС2-783 еще в старом, родном корпусе

С высоты можно разглядеть часть локомотивного депо — цех подъемочного ремонта электровозов, 1946 г. постройки

Здесь отдыхают ВЛ82м-039 и ЧС2-579

А ЧС7-126 принимает водные процедуры

Рядом расположен цех периодического ремонта электровозов. Это старая часть депо, построенная в 1870 году, строение веерного типа с поворотным кругом. Слева виден ЧС7-147

В конце депо разместился ПТОЛ с крохотными ЧС2-800 и ЧС2-641

Далее встречаем ЧС7-182

ЭР2Р-7033

и опрятного ЧС7-142

Оказываемся у нечётной горловины: виды на Харьков-Сортировочный

и на станцию

Вид на Северный парк: в сторону Зеленого Колодезя, Основы, Мерефы, Люботина-Западного и Шпаковки

и в сторону Белгорода

Приходим к Белгородскому терминалу, где видим ЭР2Р-7033

а за ним — пакгауз в Почтово-Багажном парке

Историческое здание вокзала было разрушено во время войны. В 1952 году был возведен нынешний вокзал в стиле «сталинского ампира» с элементами классицизма, который считается уже третьим зданием вокзала

Вокзал впечатляет своей помпезностью и монументальностью

Вход украшает скульптура отца Федора по одноименному роману И. Ильфа и Е. Петрова «12 стульев», который писал своей жене письмо на вокзале: «Харьков — город шумный, центр Украинской республики. После провинции кажется, будто за границу попал»

Центральный зал богатый и впечатляет

нарядными ёлочками

роскошной люстрой со сферическим потолком

чайным павильон «У самовара»

яркими витражами

очаровательной лепниной

и шикарным орнаментом

Зал ожидания украшен потрясающей картиной и колонами

На втором этаже находится красивый зал повышенного комфорта

на первом — кафе «Первая столица»

Кассовый зал был пристроен в 1978-1982 годах

Со стороны города облагорожен Северной и Южной башней высотой 42 м. Часы на Южной башне — самые большие в Харькове

Яркий цвет делает вокзал богатым и потрясающим

Кассовый зал напоминает о советской эпохе

На фоне ухоженной и привлекательной Привокзальной пл. вокзал очень выделяется

По обе стороны вокзала размещены пригородные кассы:

Интерьер которых украшен новогодними гирляндами с игрушками

К вокзалу также пристроен 16-этажный отель «Экспресс» на 54 номера

Рядом обитают административное здание станции

и цифровые вокзальные часы

Вид с конца платформы в сторону Зеленого Колодезя, Основы, Мерефы, Люботина-Западного и Шпаковки

Платформа №1, тупиковый путь Люботинского направления

Следуем к горловине и видим как ЧМЭ3э-6833 забирает вагоны

ЭР2Т-7119 прибывает

а ВЛ11-652 с грузовым поездом наоборот

Виды с середины станции в сторону Зеленого Колодезя, Основы, Мерефы, Люботина-Западного и Шпаковки

и в сторону Белгорода

Встречаем отличный памятник-паровоз ФД20-2238, построенный в 1938 г.

Доходим до конструкции с приятной надписью, бывшая диспетчеркая

Здесь же расположен о.п. Новоселовка, вид в сторону Зеленого Колодезя, Основы, Мерефы, Люботина-Западного и Шпаковки

Поднимаемся на пешеходный мостик и посмотрим в сторону Зеленого Колодезя, Основы, Мерефы, Люботина-Западного и Шпаковки

и в сторону Белгорода

С другой стороны мостика виднеются косые путепроводы, характерные этим местам

На очереди последний пешеходный мостик и парк «Н»: виды на горловину

и на Белгород

С другой стороны: на горловину

и на Белгород

Наконец подходим к мудреной чётной горловине, которую можно разделить на 3 части. Первая часть: левый путь идет на Разъезд 6 км (направление на Зеленый Колодезь), средний и правый — на Новую Баварию (направление Люботин-Западный)

И вид на станцию

Вторую часть горловины рассмотрим ближе

Самый левый путь следует на Разъезд 6 км (направление Зеленый Колодезь), третий левый — на Основу, а правые — на Покотиловку (направление Мерефа)

И вид на станцию

Третья часть горловины: прямой путь идет на Покотиловку (направление Мерефа), ответвление и правый пути — на Основу, самый правый — на Залютино (направление Шпаковка)

И вид на станцию

Пора переходить к осмотру города Харьков. Название Харькова по одной версии происходит от речки Харьков («Хар-Кобе»), а по другой — от основателя поселения хутора Харькова казака Харитона (Харька). С 19 декабря 1919 по 24 июня 1934 гг. был столицей УССР. Большой научный, культурный, промышленный и транспортный центр Украины, был третьим индустриальным центром в УССР после Москвы и Ленинграда.
Привокзальная пл. включает в себя Почтамт, расположенного слева в стиле конструктивизма. Нарядную ёлочку

Управление Южной железной дороги в стиле неоклассицизма, построено в 1912-1914 гг.

На конечной «Южный вокзал» трамваи ждут своего часа

На пересечении улиц Евгения Котляра и Полтавского Шлях находится красивый дом, 1956 г. постройки

Подъезжаем до центра — пл. Свободы и сразу обнаруживаем памятный знак жертвам нацистских преследований

Когда Харьков был первой столицей УССР, в городе начали строить первые современные «небоскребы». Знаменитый 68-метровый Госпром является одной из главных достопримечательностей города. Был построен в 1928 г. в стиле конструктивизма и в течении 75 лет ни разу не реставрировался. Первое в СССР здание с плоской крышей

В 1955 г. на крыше была установлена одна из первых в СССР телевизионных вышек высотой 45 м. Считается одной из визитных карточек города

Рядом замечаем северный корпус Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина, построенный в 1932 г.

До 1993 г. здесь находилась Военная инженерная радиотехническая академия ПВО им. Маршала Советского Союза Л.А. Говорова

Считается второй визитной карточкой города.

Гостиница «Харьков Палас» была построена в 2012 году

Пл. Свободы является наибольшей в Европе

и включает в себя: высоченную украшенную ёлочку

милые декоративные ёлочки с Областной администрацией

и здание института ГИПРОКОКС, построенного в 1950-х годах

Ул. Свободы

Идем аллеей спортивной славы

Слева замечаем прекрасный особняк, построенным в 1874 году архитектором Г.Я. Стрижевским. Сперва это была усадьба А. Красовской, затем — частная клиника проф. Авдаковой, позже — противотуберкулезный диспансер

Заглянем в сад им. Тараса Шевченко

где разместились замерший фонтан

и памятник Тарасу Шевченко

Напротив видим бывший доходный дом Аладьина (1912 г.) с элементами классицизма и модерна

Университет строительства и архитектуры

Сквер Победы возглавляет современный храм Святых Жен-Мироносиц

Храм располагает к себе

Сквер состоит из милых аллей

На Сумской ул. лицезреем Театр оперы и балета им. Лысенко

Молодой человек радуется портрету украинскому советскому актеру — Л.Ф. Быкову

Бывший доходный дом страхового общества «Жизнь»

Улица шумная и загружена в рабочие дни

На Театральной пл. обнаруживаем драматический театр им. Шевченко, 1934 г. постройки

Слева видим симпатичный дом, 1952 г. постройки

Через дорогу обитает памятник Н.В. Гоголю

и национальный банк Украины

Переулок Мечникова показывает нам приятное здание XIX века, построенного в стиле «французского ренессанса»

Автотранспортный колледж, в здании которого ранее находился Земельный банк, построен в 1896-1897 гг. по проекту академика архитектуры А.Н. Бекетова

Здание в стиле модерн с элементами классицизма появилось в 1908-1910 гг. по проекту петербургских архитекторов О.Р. Мунца и А.К. Шпигеля. Термометр на стене здания — также одно из интересных моментов в гороед

Таким образом мы попадаем на пл. Конституции

где расположены исторический музей

который охраняют британский танк Mk V-композит (1918 г.) и советский танк Т-34-85 (1944 г.)

Университет искусств им. Ивана Котляревского. В 1925 году здесь располагалась Товарная биржа

Здесь также есть фирменный магазин корпорации «Бисквит-Шоколад». В 1895 году Григорий Борман основал кондитерскую фабрику под фирменным знаком товарищества «Жорж Борман», которая выпускала сотни наименований сладкой продукции, имевшей ошеломляющий успех у публики самого разного ассортимента: от шоколада, мармелада, карамели до печенья и бисквитов (особое внимание уделялось различным видам, пользовавшихся большой популярностью покупателей). С приходом большевиков предприятие было национализировано и переименовано в «Харьковчанка», которое сейчас совместно с Харьковской бисквитной фабрикой входит в корпорацию «Бисквит-Шоколад».

Далее обращаем внимание на массивный городской совет

и одну из достопримечательностей города, входящую в «семь чудес Харькова» — дом со шпилем в стиле «сталинского ампира»

Строительство дома было начато в 1950 году Харьковским турбинным заводом для своих сотрудников. В 1954 году была завершена основная 7-этажная часть дома с 11-этажной башней, увенчанной шпилем. А в 1967 году завершилось строительство 9-этажного крыла здания по Армянскому переулку с почтовым отделением

Интересный дворик Дворца Труда (бывший доходный дом Всероссийского страхового общества «Россия», 1916 г.) построен в стиле неоклассицизма

На Павловской пл. трамвайные пути аккуратно уложены на плиточку

Сворачиваем на Кузнечную ул., где собрана замечательная старая застройка

Здесь можно встретить великолепные дома с угловым балконом и куполом

А также курсируют троллейбусы

Выходим к реке Харьков

возле которой расположились цирк им. Д.Ф. Яшинова и Укртелеком

Далее следуем Университетской ул., где замечаем ЖК «Дом на набережной»

На Кооперативной ул. видим ТЦ «Flagman» с супермаркетом «Spar», который оказался очень дорогим, но все же мы немного взяли продуктов, чтобы подкрепиться

На Павловской пл. обнаруживаем ЦУМ, построенный в 1933 году на месте торговых рядов и стал первым в городе

Университетская ул. радует Украинской инженерно-педагогической академией, ранее известной как здание Губернаторского дворца. Строительство велось на протяжении 1770-1777 годов по проекту московского архитектора М. Тихменева. Выполнено в стиле барокко. В 1804 г. здание было передано Харьковскому Императорскому Университету, а в 1958 г. — Украинскому заочному политехническому институту (ныне УИПА)

Попадаем на Университетскую пл., где находится сквер Вечный Огонь и памятник борцам Октябрьской революции с Вечным огнем в центре

Напротив величает благовидный Успенский собор, возведенный в 1771-1777 гг. в стиле классицизм

Рядом лицезреем не менее помпезный Свято-Благовещенский кафедральный собор — самый большой кафедральный собор восточной Европы. Построен в 1888-1901 годах в неовизантийском стиле

Церковно-исторический музей, в котором в конце XIX века размещалось представительство галантерейной фирмы «Жирардовская мануфактура» Гилле и Дитриха

Во дворе находим Духовную семинарию с памятным знаком на честь 200-летия Рождества Христова

а левее — церковь Озерянской иконы Богоматери (1896 г.) и Покровский собор (1689 г.)

Снова оказываемся на пл. Конституции

которую оберегает памятник Независимости «Летящая Украина». Установлен в 2012 году, до 2011 года на его месте был монумент в честь провозглашения Советской власти в Украине

Поворачиваем на Пушкинскую ул.

которая показывает нам памятник И.И. Мечникову

Хоральную синагогу, на её месте в классическом особняке в 1867-1910 гг. располагался молельный дом

Выходим к пл. Поэзии

где стоит бывший доходный дом, построенный по проекту архитектора А.М. Гинзбурга в 1907 г. в стиле модерн

Сквер им. М. Коцюбинского окружают Земельный банк

и старое здание, построенное в 1785-1787 гг. по проекту архитектора П. Ярославского в стиле русский классицизм

Проходим мимо памятника Н.А. Скрипника

и наконец доходим до великолепного ресторана «Пушка», здание которого было построено в 1840 г., а в конце XIX в. перестроен под особняк для богатого купца и общественного деятеля А.Я. Жмудского. В истории Харькова Жмудский известен тем, что в 1887 г. инициировал постройку нового Благовещенского собора и пожертвовал на него три тысячи рублей

Интерьер довольно приятный и радует глаз. Поужинали отлично! Вкусная еда, цены выше среднего

Пока мы радовали свои желудки, на улице успело стемнеть и город наполнился романтичными огоньками. Театральный сквер

Сумская ул. украшена привлекательными узорами

Пл. Конституции

Чудесно освещаются церкви и соборы: церковь Озерянской иконы Богоматери и Покровский собор

Успенский собор

и Свято-Благовещенский кафедральный собор

Оказываемся у реки Лопань

Видим район Подол

Ярославская ул. довольно спокойная

На Благовещенской ул. замечаем Холодногорскую районную администрацию

и мемориал ВОВ

Попадаем на Привокзальную пл., которая сияет разноцветными огоньками. Ощущение праздника радует душу

Вокзал замечательно выглядит в разноцветной подсветке

Станция тоже хорошо освещается: виды в сторону Белгорода

и в сторону Зеленого Колодезя, Основы, Мерефы, Люботина-Западного и Шпаковки

Выбившись из сил, мы направились в отель и завалились спать.

Первый день выдался очень активным и насыщенным. Мы посмотрели один из самых крупных узлов Украины. Станция поразила своей грандиозной развязкой и блистательным вокзалом. Город порадовал прекрасной застройкой сталинской эпохи, богатыми соборами с церквями и живописными скверами. Однако это только начало, поэтому продолжение следует…