Путешествия железной дорогой
Путешествия железной дорогой

Ст. Гречаны

Весна подошла к концу и, в завершении, мы посетим крупную узловую станцию, расположенную в одноименном районе Хмельницкого. Как полагается, кроме станции, мы обязательно пройдемся данным районом. Следовательно, не теряем времени и спешим на станцию Гречаны. Часть 3.

В 12:50 в Наркевичах садимся на ЭР9м-397, знакомую из поездок в Беличи, Переяславскую, Расаву, Сухолесы, Тарнавщину и Солоницкую и сами Наркевичи

Спустя полчаса мы на месте

Станция была основана в 1913 году. После открытия в 1913-1914 годах на Подольской железной дороге движения поездов по маршруту Проскуров – Шепетовка и Каменец-Подольский, именно станция Гречаны стала крупным железнодорожным узлом. На протяжении масштабных войн Гречаны стали играть большую роль в стратегическом плане, чем город Проскуров (ныне Хмельницкий). Даже первый в истории города налет вражеской авиации, произошедшего во время Первой мировой войны в 1915 году, был направлен не столько на Проскуров, сколько на Гречаны. Во время Великой Отечественной войны станция была в поле “особого” внимания немецких оккупантов. Однако это не мешало местным железнодорожникам уже в 1941 году создать подпольную антифашистскую группу, которая выводила из строя технику, срывала движение поездов, проводила другие диверсии. В марте 1944 года во время наступления в ходе Проскуровско-Черновицкой операции частей 127-й стрелковой дивизии в составе 1-го Украинского фронта за станцию Гречаны велись ожесточенные бои.
А тем временем, наша электричка ЭР9м-397 уезжает, а ДР1А-292 пока ждет

Приступаем к любимому делу! Виды с платформы в сторону Жмеринки и Ларги

и в сторону Староконстантинова-1 и Тернополя

Вид с конца платформы в сторону Жмеринки и Ларги

Проходим чётные выходные светофоры

Ближе к горловине сделаем виды: в сторону Жмеринки и Ларги

и в сторону Староконстантинова-1 и Тернополя

Видим сортировочную горку

и пост ЭЦ

С высоты снимем в сторону Староконстантинова-1 и Тернополя

и в сторону Жмеринки и Ларги

Замечаем ЧМЭ3т-7238 с рабочим вагончиком

Доходим до нечётной горловины: левый и средний пути идут на Хмельницкий, а правый – на Малиничи

И вид на станцию

Вокзал здесь совсем непримечательный и считается временным. А как мы знаем: ничего нет более постоянного, чем временное

Входим в зал ожидания с боку

Внутри темновато и безлюдно

Со стороны города аналогичный

Рядом разместились туалет

пустырь на месте бывшего вокзала. Этот вокзал, скорее всего, снесли в конце 1997 года, а новый так и не построили

Памятник Героя Советского Союза И.И. Филиппова

отделение почты

магазин “Золотой Вагончик”

и бывший стрелочный пост

Вид с конца платформы в сторону Староконстантинова-1 и Тернополя

Поднимаемся на пешеходный мостик и сделаем виды с середины станции: в сторону Староконстантинова-1 и Тернополя

и в сторону Жмеринки и Ларги

Приветствуем ВЛ80к-444 с грузовым составом

Находим водонапорную башню

и нечётный выходной светофор

2М62У-0074 с грузовыми вагонами неспешно заходит на станцию

Приходим к чётной горловине направления на Староконстантинов-1: виды на Климашевку

и на станцию

Любуемся желтым цветением

Теперь подходим к чётной горловине направления на Тернополь: виды на Черный Остров

и на станцию

Красивенький 2М62У-0188 тоже заходит на станцию

Следуем в Локомотивное депо ТЧ-5 Гречаны. Общество Подольской железной дороги в 1913 году построило паровозное депо и железнодорожные мастерские. Депо славится известным бронепоездом “Гандзя”, который в годы Гражданской войны был собран для красноармейцев всего за одну ночь гречанскими железнодорожниками

Справа видим административное здание депо

а слева – поворотный круг, который уже используется более 100 лет

Возле веерного депо отдыхают ЧМЭ3-4435 и 2М62У-0076

Помимо этого на территории также находятся База топлива

Цех ТО 2

и старенькая гидроколонка

На этом наше знакомство с Локомотивным депо заканчивается, и мы поднимаемся снова на пешеходный мостик дабы взглянуть на обход станции: виды в сторону Жмеринки и Ларги

и в сторону Староконстантинова-1 и Тернополя

Наконец переходим к осмотру одного из микрорайонов на западной окраине города Хмельницкого. Дата основания бывшего села Гречаны – не известна, однако утверждают, что в середине XVII века оно уже существовало и входило вместе с Лезнивом, Голишином, Шаровечкой, Заречьем и другими селами в состав Плоскировского староства. В 1699 году, после очередного набега, турецкое войско оставило Подолье, в том числе и окрестные земли у Плоскирова вернулись во владения польского шляхетского рода Замойских. Плоскировское староство оказалось полностью опустошенным, в связи с чем Замойские переселили сюда крестьян из польской Мазовии и мазурского Поозерья. С тех пор в Плоскирове и окрестных селах появились “мазуры”, потомки которых ныне и составляют основную часть католического населения города Хмельницкого. Значительная часть польских переселенцев получили землю западнее Плоскирова, на бывших гречишных полях, от чего их поселение получило название Гречаная. В 1946 году пригородное село было присоединено к городу Проскуров.
На Волочиской ул. замечаем минимаркет “Виктория”

Заходим в сквер Гречаны, чтобы немного передохнуть

Здесь можно встретить приятные двухэтажные дома

В том числе и старые, со времен постройки железной дороги

Ул. Курчатова показывает нам советскую застройку. Справа к зданию пристроили нечто несуразное: всё в разных цветах, разных формах, да еще и частично без первого этажа. Насколько законно такое строительство?

Спортивно-культурный центр “Плоскиров”

А далее располагается промзона

Затем мы натыкаемся на Дом отдыха локомотивных бригад

и добротную детскую площадку, где мы немного скоротали остаток времени

Вскоре нас забирает все та же ЭР9м-397

Приезжаем в Хмельницкий. Следуем по ул. Вячеслава Черновола

Лицезреем шикарную проходную на пивзавод “Хмельпиво”. Хмельницкий пивоваренный завод был построен в 1901 году дворянином Подольской губернии Леоном Кляве. В начале 1920-х годов после прихода на Подолье советской власти, пивоварня была национализирована

Заходим в фирменный магазин “Хмельпиво” и берем пиво с собой в виде сувенира

В этот магазин стояла очередь. Причем, как мы поняли, это пиво покупают как студентки, взрослые мужчины, так и пожилые люди. Можно считать, что данный продукт популярен у местного населения.

Пока ожидали наш поезд, успели понаблюдать за хитрым рыжим котом

Через мгновение приезжает наш Интерсити + №748, сообщением Львов – Киев, во главе с ЭКр1-002, которого мы помним из поездок в Днепропетровск-Главный, Вапнярку, Ивковку и Кайдакскую

Доехали быстро и хорошо.

Наша поездка благополучно завершилась. Она была насыщенной и несложной. Мы впервые пережили волнительное событие, которое нас, к счастью, не коснулось. Зато нам предоставилась возможность снова погулять большим Хмельницким. Гречаны оказались тихой окраиной города, но с большой и интересной станцией. Последняя весенняя поездка удачно окончила этот сезон. До новых встреч!