Путешествия железной дорогой
Путешествия железной дорогой

Ст. Горяиново

Второй день обещает быть дождливым и прохладным. Именно тогда, когда мы хотим прогуляться по Днепру, нам в очередной раз хочет помешать дождь. Закономерность или опять случайное совпадение? Это знает только сам город. Но не расстраиваемся и держимся гордо, ведь впереди две интересные станции. Первая это промышленная станция, расположенная на линии Запорожье-Каменское – Нижнеднепровск-Узел в районе сосредоточения крупных металлургических предприятий в западной части областного центра. Добро пожаловать на станцию Горяиново! Часть 2.

Дождливым утром, в 08:20, в Днепропетровске-Главном садимся на ЭПЛ2Т-020, которая знакома нам по Ивковке

Спустя 5 минут мы оказываемся на месте

Активное развитие металлургической промышленности в Екатеринославе (современный город Днепр) благотворно повлияло на развитие города, а вместе с ним – и железной дороги. Так, в 1900 году в самом сердце промзоны во главе с Александровским Южно-Российским железоделательным и железопрокатным заводом (ныне ЕВРАЗ ДМЗ) была построена железнодорожная станция Горяиново. Названа она в честь первого директора металлургического завода – А.М. Горяинова. В историю отечественной металлургии А.М. Горяинов ступил как изобретатель нового мартеновского процесса, на который получил патент.

В 1915 году царский поезд Николая II останавливался на станции, где Царь нанес визит рабочим завода. В 1918 году здесь проходили бои против немецко-австрийских оккупантов, о чём свидетельствует мемориальная табличка.

Начинаем привычными видами с платформы: в сторону Запорожья-Каменского

и в сторону Нижнеднепровск-Узла

Приветствуем череповатого ВЛ8м-464

и строгого ВЛ11М6-495 с грузовыми вагонами

Поднимемся на пешеходный мостик и сделаем виды с середины станции: в сторону Запорожья-Каменского

и в сторону Нижнеднепровск-Узла

Справа вовсю дымит и шумит ЧАО “ЕВРАЗ – Днепровский металлургический завод – одно из крупнейших промышленных предприятий Днепра и Украины. В 1887 году в эксплуатацию была введена первая доменная печь завода производительностью 100 тонн металла в сутки

Вид с конца платформы в сторону Запорожья-Каменского

Проходим нечётные выходные светофоры

Ближе к горловине сделаем пару видов: в сторону Запорожья-Каменского

и в сторону Нижнеднепровск-Узла

Подъездные пути уходят на Днепровский металлургический завод

Доходим до чётной горловины: виды на Диевку

и на станцию

Вокзал здесь большой и спокойного цвета

На станции имеется небольшой одноэтажный вокзал, который построен примерно в одно время, когда и была открыта станция. В 2003 году здание было отреставрировано и приобрело свой текущий внешний вид.

Внутри красочный и просторный

С обратной стороны выглядит проще

Слева расположился туалет

Промчался ЧС7-308 с пассажирским поездом

Вид с конца платформы в сторону Нижнеднепровск-Узла

Видим чётные выходные светофоры

Поднимемся на еще один пешеходный мостик

Сделаем виды с высоты: в сторону Нижнеднепровск-Узла

и Запорожья-Каменского

Оказываемся у нечётной горловины: вид на Днепропетровск-Главный

С этого места на приближении

И вид на станцию

Теперь прогуляемся по Новокодакскому району города Днепр. Создан в 1940 году под названием Ленинский район объединением Кодакского и Фабрично-Чечеловского районов, учрежденных в 1920 году. В 2015 году в процессе декоммунизации район переименован в Новокодакский.
Прямо возле вокзала проходят трамвайные пути, расположенные на ул. Маяковского

Здесь достаточно живописно и спокойно

Клен выпускает дивное цветение

Замечаем недействующую проходную Днепровского металлургического завода

и пл. Понимания. Создана в октябре 2016 года по случаю 86-й годовщины Ленинского района в городе Днепропетровске

Выходим на просп. Сергея Нигояна

где нам встречаются мемориал погибшим воинам – работникам завода им. Г. И. Петровского

и потрепанные дома необычной конструкции

Натыкаемся на изящный Дом органной и камерной музыки. Собор был построен на средства Брянского металлургического завода

Напротив разместились Днепровский индустриальный колледж

и больница №2

Далее видим яркое и роскошное здание, построенное в 1900 году

Бронепоезд, построенный брянцами, в 1918 году участвовал в боях на Украине и в Поволжье

Справа находим вход на станцию м Метростроителей

На пл. Металлургов открывается нашему взору величественный и прелестный бывший Дворец культуры Ильича (ныне Украинский дом), 1932 года постройки. Здание сверху напоминает серп и молот. Дворец должен был стать “культурным очагом рабочих-металлистов”. Уже спустя несколько лет после открытия дворца металлургов стало ясно, что необходима реконструкция, с целью вместить всех желающих. В 1935 году начали пристраивать новый большой театр, а годом позже его завершили. Автором проекта, впрочем как и самого дворца, стал А.Л. Красносельский

Дворец Ильича со временем утратил свое значение в культурной жизни Днепропетровска – восстановленные здания театров стали культурной “меккой” интеллигенции. В начале 1990-х годов сменил свое название на Украинский дом. На данный момент здание практически не используется – фасады еще целы, но интерьеры частично разграблены. Очень жаль, что такой памятник архитектуры национального значения гибнет в мире современности

Далее лицезреем еще одно красивое здание

Тротуары здесь широкие, но ухабистые

Администрация Метростроя

Порадовал бывший Дом-аптека Прицкера, 1916 года постройки как доходный дом. Построен в стиле итальянского Ренессанса и напоминает палаццо XVI века

Бывший доходный дом, 1880-1890 годов постройки

Упираемся в ТРК “Колизей”

Район наполнен приятными двухэтажными домиками

Заходим в парк Памяти и Примирения

где обитает храм святого благоверного Великого князя Александра Невского

Напоследок снимаем ЭПЛ2Т-023

Станция оказалась очень интересной, благодаря промышленной мощи Днепровского металлургического завода и привлекательного вокзала. Новокодакский район привлек старой доброй застройкой, прекрасным Домом органной и камерной музыки и, конечно, монументальным Дворцом культуры Ильича, который украшает данный район. Всегда печально смотреть на подобные увядающие здания, строящиеся первоначально как элита и гордость советского империализма. Такие памятники архитектуры следует поддерживать и сохранять как историю. Продолжение следует…