Путешествия железной дорогой
Путешествия железной дорогой

Ст. Большой Токмак

Мы плавно подошли к финальной части нашей поездки и, наконец, прогуляемся крупным городом, а именно административным центром Токмакского района и посетим интересную станцию на все той же линии Верхний Токмак-2 – Федоровка. Что нас ожидает интересного – узнаем впереди. Поэтому скорее следуем на станцию Большой Токмак! Часть 3.

В 15:10 в Верхнем-Токмаке-2 садимся на пригородный поезд №6893 под ЧМЭ3-3512
DSC04726

Спустя почти час нас приветствует
DSC04796

Токмакская железная дорога в южной части Российской империи была построена в 1914 г. на средства одноименного акционерного общества и соединила станции Цареконстантиновку (ныне Камыш-Заря) и Федоровку. Одним из ключевых пунктов на этой линии стала станция Большой Токмак. Во время гражданской войны Токмакский путь разделял позиции красных и белых войск на юге России. Станция была открыта в 1914 г. и названа в честь города.
А теперь пора осматривать станцию! Традиционно начинаем с платформы
DSC04748

Сделаем виды с платформы: в сторону Федоровки
DSC04762

и в сторону Верхнего Токмака-2
DSC04758

Также сделаем виды с середины станции в аналогичном порядке:
DSC04776

DSC04772

И с небольшой высоты: в сторону Верхнего Токмака-2
DSC04910

Сделаем вид с конца платформы в сторону Федоровки
DSC04752

Проходим нечётные выходные светофоры
DSC04746

Ближе к горловине поднимемся на возвышенность и глянем в сторону Федоровки
DSC04744

и в сторону Верхнего Токмака-2
DSC04739

Доходим до чётной горловины: виды на Молочанск
DSC04736

и на станцию
DSC04731

Вокзал здесь советский и облагорожен зеленью
DSC04767

Внутри чисто и обитает котик
DSC04800

А один уголок украшен приятной живностью
DSC04806

и детскими рисунками на железнодорожную тематику
DSC04808

Со стороны города вокзал хорошо виден
DSC04810

По соседству находим пост ЭЦ
DSC04753

туалет
DSC04794

и водонапорную башню
DSC04781

Сделаем вид с конца платформы в сторону Верхнего Токмака-2
DSC04780

Замечаем чётные выходные светофоры
DSC04783

и оказываемся у нечётной горловины. Виды на Разъезд 75 км
DSC04786

и на станцию
DSC04790

Теперь направимся в город Токмак. Город возник в 1784 г. и носил название Большой Токмак, так как он был наибольший из близлежащих населенных пунктов. Название происходит от рядом расположенной реки Токмак (возле неё среди буйного разнотравья в свое время татары пасли коней; отсюда и татарское название реки – Токмак – сытый, накормленный). В 1861 г. поселение вошло в состав Бердянского уезда Таврической губернии. Уже в начале XX в. на девяти токмакских предприятиях насчитывалось около 1 тыс. рабочих. Крупнейшими из них были заводы по производству сельскохозяйственных машин основанные в 1882 г. немцем Фуксом и в 1885 г. австрийцем Клейнером. После строительства станции город начал стремительно развиваться. Начали работать машиностроительный и чугунолитейный заводы Бергера и Загорелина. Но значительная часть населения занималась земледелием. В 1962 г. город был переименован на Токмак.
На Привокзальной ул. находим магазин
DSC04819

и общеобразовательную школу №12
DSC04903

С обратной стороны она тоже симпатичная
DSC04816

Следуем по Вокзальной ул.
DSC04821

Далее на улице асфальт преображается в брусчатку
DSC04825

Справа появляется заброшенный цех №56 ОАО “Юждизельмаш” (Дизелестроительный завод им. С.М. Кирова). Является одним из старейших заводов на Украине, основанный в 1882 г. В советское время был одним из ведущих дизелестроительных заводов СССР (выпускал более 90 модификаций дизельных двигателей), а также одним из основных торпедостроительных предприятий. Завод был градообразующим предприятием города, на котором работало около 10 тыс. чел. Территория завода составляла 54 га. С конца 1970-х годов входит в производственное объединение “Юждизельмаш”. В конце 2000-х годов, вследствие огромной задолженности, производство прекращено, заводское имущество и площади частично распроданы
DSC04827

Сворачиваем на тропинку
DSC04829

и замечаем великолепный артефакт цеха №22 ОАО “Юждизельмаш”
DSC04831

Выходим на Центральную ул., на которой встречаем Дворец спорта
DSC04832

памятник трактору “Запорожец” и первому дизельному двигателю. Открыт в 1982 г. к столетию Дизелестроительного завода. Считается одним из первых советских тракторов, который имел только три колеса. Выпускался с 1923 по 1927 гг. на заводе “Красный прогресс” (ОАО “Юждизельмаш”)
DSC04838

На улице начинают появляться старенькие здания
DSC04837

Например, торговый дом Я. Шальмана. Построен в 80-е годы XIX в. Сейчас здесь размещается отдел образования
DSC04842

В сквере замечаем
DSC04846

памятник воинам-интернационалистам
DSC04841

военный мемориал
DSC04849

и симпатичное здание
DSC04851

Показывается горрайоный отдел управления МВД в Запорожской области
DSC04854

Здесь Центральная ул. расширяется
DSC04853

и попадаем на центральную площадь
DSC04867

где расположены Дом культуры
DSC04858

бывший постамент вождю
DSC04857

и аллея влюбленных
DSC04862

Напротив разместились в одном здании районный и городской советы
DSC04870

с гордым Т.Г. Шевченко
DSC04871

В травке бродил озорной котик
DSC04876

Далее видим обелиск воинам-освободителям южного фронта
DSC04880

и многоэтажные дома
DSC04881

Тротуары становятся широкими
DSC04886

Слева находим мемориальный комплекс
DSC04887

а справа – торговый центр
DSC04891

Вернулись на станцию и застали прогуливающегося ЧМЭ3-5635
DSC04913

Вскоре нас забирает 188 поезд, сообщением Бердянск – Львов, во главе с 2ТЭ116-1319
DSC04919

Приезжаем в Федоровку и пока есть небольшая стоянка, поднимемся на пешеходный мостик и снимем прибывающую ЭР2-587
DSC04927

За это время у нашего поезда сменился локомотив на ЧС2-391, знакомого из поездки на станцию 20 км
DSC04923

А рядом проезжал ЧС2-467 резервом
DSC04925

Прибываем в Запорожье-1 и немного стоим
DSC04937

Наконец мы выходим в Днепре-Главном. Здесь тоже немного прогуляемся и поднимемся на пешеходный мостик
DSC04943

Взглянем в сторону Нижнеднепровск-Узла
DSC04947

и в сторону Баглея и Кайдакской
DSC04951

Вскоре появляется и наш Интерсити+ №736, сообщением Запорожье – Киев, под Hyundai Rotem HRCS2-007, который припоминается из поездки в Борислав
DSC04956
Доехали домой комфортно и быстро.

Поездка оказалась достаточно интересной и удачной. Мы наконец снова побывали в теплых краях, где можно отвлечься от своих проблем и предоставить себя природе. А соответственно отдохнуть и набраться новыми силами. Все станции понравились по-своему: Привольное – благодаря привлекательному вокзалу, Верхний Токмак-2 – уютной станции с большим разнообразием цветов и нежной природой. Но Большой Токмак оказался самым запоминающимся местом, где расположены хорошая станция и вполне привлекательный городок. На этом все! До новых встреч!