Путешествия железной дорогой
Путешествия железной дорогой

Ст. Арцыз

В последний день нашего путешествия, который оказался днем международной солидарности трудящихся, мы отправимся в глухое место на юге Одесской области, где осмотрим интересную узловую станцию и не менее привлекательный город. Поэтому не теряем времени и спешим на станцию Арцыз. Часть 5.

Праздничным утром, в 05:35, в Белгород-Днестровском садимся на 145 поезд, сообщением Киев – Измаил, во главе с 2ТЭ116-521

Спустя час и 20 минут мы прибываем в далекий

В Арцыз железная дорога пришла чуть более ста лет назад, участок Бессарабская – Аккерман (ныне Белгород-Днестровский) начали строить в 1913 году за счет предпринимателей, чтобы соединить железные дороги Бессарабии с Одессой. В 1916 году на построенном участке была открыта станция Арцыз, а вместе с ней и локомотивное депо с мастерскими. Скорость постройки железной дороги также была обусловлена надобностью скорой поставки войск Российской Империи на Румынский фронт.
В 1921 году территорию заняла Румыния, а железную дорогу перешила на европейскую колею 1435 мм. С началом Второй мировой войны, в 1940 году на земли пришел СССР, и железнодорожная колея вновь была перешита на широкую колею 1520 мм. Из-за войны в рекордные сроки от станции Арцыз был построен путь к Измаилу, с тех пор станция является узловой – единственная во всём регионе. 23 августа при отступлении немецких войск станция была полностью уничтожена взорванными вагонами с боеприпасами и горючим.
После войны инфраструктура была восстановлена и построен совершенно новый вокзал – небольшое одноэтажное здание практически без декора. Подобные строения распространены в Бессарабии. На сегодняшний день он принимает всего лишь одну пару поездов Киев – Измаил с прицепным вагоном до Березино.
Приступаем! Виды с платформы в сторону Одессы-Заставы-1

и в сторону Измаила и Березино

Вид с конца платформы в сторону Одессы-Заставы-1

На пути к горловине встречаем пакгауз

чётные выходные светофоры

и одинокого 2ТЭ116-731

Доходим до нечётной горловины: виды на Сарату

и на станцию

Вокзал здесь симпатичный

Внутри чистый и пустой

Со стороны города также хорош

Рядом находятся: старый туалет

новый туалет

пост ЭЦ

С обратной стороны окружен бетонным забором

И водонапорная башня

Вид с конца платформы в сторону Измаила и Березино

Проходим нечётные выходные светофоры

и ДГКУ-2963

Оказываемся у чётной горловины: левый путь идет на Давлет-Агач, а правые – на Березино. Ранее путь шел на Бесрабяску, но в 1997 часть участка разобрали на границе, таким образом сделав ветку тупиковой.

И вид на станцию

Вдалеке виднеется ЧМЭ3-2635

а за спиной на приближении отлично можно рассмотреть станцию

Заглянем в оборотное локомотивное депо Арцыз

Замечаем ЧМЭ3-2053, уже знакомый 2ТЭ116-731

и пункт экипировки локомотивов

Возле цеха красуются 2ТЭ116-1076, 2ТЭ116-706, ЧМЭ3-3772 и ЧМЭ3-1025

Также видим сплотку из тепловозов во главе с ЧМЭ3-480

Территория облагорожена молодым садом

Погода радовала летним теплом, хотя по календарю еще была весна. Мы приехали словно в радостное и долгожданное лето. Душа осталась довольна. Теперь прогуляемся в почти одноименный город, который называется Арциз. Город был основан в 1816 году немецкими колонистами, переселенными из Вюртемберга. Поселение получило название от французского города Арси, около которого в марте 1814 года союзные войска одержали победу над наполеоновской армией на речке Арси-Сюр-Об.
Начнем с Привокзальной ул.

Идем по Вокзальной ул.

где замечаем православный храм иконы Всех скорбящих радости

Здесь идет строительство церковного комплекса, который является уменьшенной копией Большой базилики в Плиске (Болгария) и не имеет аналогов на территории Украины. Копия Большой базилики появилась в IV веке в болгарском городе Несебре, расположенном на Черноморском побережье Болгарии. Храм в Плиске занимает большую площадь, символизируя имперскую мощь древней Византии, а в Арцизе появится именно версия несебрской базилики

Слева видим памятник князю Дмитрию Донскому

Любуемся нежной сиренью:

и одуванчиками

Выходим на ул. 28 Июня

где находим детскую музыкальную школу

здание кооператива, в котором ранее располагался мировой судья

На центральной площади лицезреем великолепный культурно-архитектурный комплекс, возведенный в честь 200-летия города

Со всех сторон он впечатляет

Можно даже найти художественную композицию

На площади разместился миловидный сквер с праздничными ленточками и памятником воинам-интернационалистам

Проходим парадный вход в сквер

и оказываемся в старом центре, где сейчас расположен парк

Доходим до пешеходного мостика через речку Чага

Здесь ни души

живописно

и много одуванчиков

Следуем далее по алее сквера

Рядом показываются общеобразовательная школа №5

памятник болгарскому поэту и революционеру – Христо Ботеву

памятник покорителям неба и космоса

магазин “Эльдорадо”

горсовет

и братская могила воинов, погибших при освобождении города

На перекрестке улиц 28 Июня и Трудовой обнаруживаем забавную автобусную остановку

Трудовая ул. уходит вдаль

На Солнечной ул. попадаем к мощному собору

В центре ул. 28 Июня преображается насыщенной зеленью

Здесь лицезреем ресторан “Южный”

историко-краеведческий музей

центральную библиотеку

литературный сквер

и памятный знак о бывшей кирхе, построенной немецкими колонистами

Сама кирха располагалась на месте нынешней библиотеки.

А также красочное граффити

Сворачиваем на Соборную ул.

которая приводит нас к шумной автостанции

и маркету “АТБ”

Далее держим путь простой аллее

которая приводит к райсовету

с гордым Карлом Марксом

и милыми нарциссами

Напротив величает храм апостола Иоанна Богослова в стиле строго классицизма

и памятник Голодомору в кипарисах

На обратном пути нам пригляделись настороженный кот

и сочный тюльпан

Пообедав и немного отдохнув после жаркого дня, на улице начало вечереть. Вскоре нас забирает 146 поезд, сообщением Измаил – Киев, под солидным 2ТЭ116-720

В Белгороде-Днестровском по прибытию поезда начинается движение

Здесь локомотив меняется на ВЛ80с-2406, знакомого из поездки в Колосовку

В Одессе-Главной у нас есть час, чтобы подышать свежим морским воздухом и попрощаться с городом-героем до следующего приезда. Здесь снова идет смена локомотива, теперь на ЧС4-198

Мы завалились спать до самого утра. Но поезд ехал не особо шустро, поэтому под конец устали от ожидания. Но в целом, достаточно комфортный, поэтому выспались.

Наше путешествие благополучно завершилось. Было насыщенным и интересным. Все станции привлекли по-своему и каждая запомнилась чем-то индивидуальным: Одесса-Восточная – симпатичной станцией и хорошим микрорайоном, Березовка – приятным вокзалом и уютным городком, Колосовка – добротной станцией и теплым освещением, Белгород-Днестровский – красивой станцией с вокзалом и колоритным, богатым городом на хорошо сохранившуюся архитектуру. Что касается Арцыза, то станция порадовала старым вокзалом и приветливым депо. Город оказался очень зеленым, с нарядной центральной площадью и живописным парком. Такие городки остаются в памяти как душевные и необычные, так как малоизвестны и находятся в труднодоступных местах. Больше всего понравились Белгород-Днестровский и Арцыз. Они останутся теплым и светлым лучиком этого длинного путешествия. До новых встреч!